Четверг, 28.03.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Организация деятельности учащихся в рамках разновозрастного отряда лагеря с дневным пребыванием, Гагарина О.М.

Организация деятельности учащихся в рамках разновозрастного отряда лагеря с дневным пребыванием

Гагарина Оксана Михайловна,
методист, педагог дополнительного образования МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ»

 

    На современном этапе общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования  у подростков активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда. Молодым людям, вступающим в жизнь сегодня, необходимо обладать такими качествами, как независимость мышления, умение объективно оценивать свои возможности, умение проектировать выход из сложных жизненных ситуаций. Особое внимание уделяется проблемам воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств, толерантного отношения к культуре и традициям представителей других народов. Иными словами, по окончании школы мы хотим видеть социально активную, способную к саморазвитию личность. Эти задачи приоритетны для учреждений дополнительного образования.
    Успешное решение поставленных задач напрямую зависит от того, насколько актуальны и современны формы организации учебной и культурно-досуговой деятельности, которые используют не только педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, но педагогические работники общеобразовательных учреждений, занятых в работе разновозрастных отрядов, лагерей с дневным пребыванием детей. В период летних каникул особенно важно максимально разнообразить формы работы. Центр дневного пребывания предоставляет для этого широкие возможности.
   Традиционно в лагере с дневным пребыванием упор делается на развлекательные программы, которые хотя и позволяют ребятам проявить свои возможности, оставляют поле деятельности в плане познавательной и воспитательной нагрузки. Мы предлагаем для ознакомления концепцию одной из форм организации  деятельности учащихся в рамках разновозрастного отряда лагеря с дневным пребыванием - многодневную развлекательно-познавательную стратегическую игру «Вокруг света за 18 дней», которая была реализована в в МБОУДО «Кедровский центр развития творчества детей и юношества» летом 2016 г.
   Идея проведения многодневных игр не нова. Новизна нашей разработки заключается в том, что нам удалось не только увлечь детей игрой и познавательным заочным кругосветным путешествием, но и дать возможность реализовать полученные в течение учебного года знания и умения учащимся вожатской мастерской «Позитив», пресс-клуба «Облачко». Это лето стало для ребят летом социальной практики и профессиональных проб.  
   Временный детский коллектив нашего лагеря с дневным пребыванием детей состоял из нескольких профильных объединений, которые,  реализуя определённую дополнительную общеразвивающую программу по своему направлению, были включены в многодневную развлекательно-познавательную стратегическую игру «Вокруг света за 18 дней». Игра «Вокруг света за 18 дней» предполагает подразделение временного детского коллектива на микрогруппы – команды яхтклуба, которые отправляются в заочное путешествие вокруг света. Команды могут иметь подвижный состав и состоять как из членов разных профильных отрядов, так и из членов одного профильного отряда. Ребята самостоятельно определяют стратегию своей деятельности в рамках, определённых условиями стратегической игры. Успех каждой команды зависит от того, насколько слаженно и дружно её члены будут действовать в той или иной ситуации. Вниманию отдыхающих предлагается карта путешествия, по которой участники кругосветки за 18 дней доберутся до Острова сокровищ, побывав в разных странах. Каждый день посвящён отдельному государству. Помимо традиционных мероприятий (игры на командообразование, развлекательные мероприятия, физкультурно-спортивные игры, профилактические мероприятия по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ), ребята знакомятся с культурой и традициями разных народов, узнают много национальных игр, спортивные и культурные традиции представителей разных стран. На занятиях творческих объединений смогут познакомиться с творчеством разных народов. Полученные знания отдыхающие реализуют через Летний клуб интеллектуальных игр. Каждый день команды яхтклуба собирают пиастры, которые пригодятся на Острове сокровищ при поиске клада. Ими можно откупиться от ведущих состязания.
    Интерактивные методы, которые предполагает стратегическая игра, основаны на принципах взаимодействия, активности учащихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда познавательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного опыта, возможность взаимной оценки и контроля. При использовании интерактивных форм деятельности роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В контексте такой игры педагог выступает в роли модератора. Модератор – это более опытный партнер из взрослых в совместной деятельности учащихся и педагога, каждый из которых предлагает свои знания и опыт в процессе поиска решения проблемы. Особое внимание в работе было уделено воспитательному аспекту. Поскольку игра предполагала кругосветное путешествие, то участники игры знакомились с традициями разных народов.
    В современном понимании педагога гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к выполнению гражданского долга перед Родиной. Традиционно гражданско-патриотическим воспитанием детей и подростков занимаются объединения военно-патриотической направленности, включая в программу своей деятельности изучение истории России, военно-исто­рическую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы, военно-техническую и специальную подго­товку. В рамках «нашей кругосветки» большое внимание мы уделили культуре и искусству разных народов. Ведь именно искусство и творчество объединяет людей разных национальностей. Хотя и с традиционными боевыми традициями некоторых стран, например, Япония, Китай, Россия, мы тоже познакомились.
   Программа лагеря предполагает, что участники профильных объединений организуют жизнедеятельность лагеря с дневным пребыванием детей по проекту «РИТМ» на первый сезон. Также старшие ребята организуют и проводят мероприятия различной направленности для неорганизованных детей микрорайона, учащихся ОУ жилого района и детей, отдыхающих в лагерь с дневным пребыванием детей МБОУ «Средняя школа №70». Многодневная развлекательно-познавательная стратегическая игра «Вокруг света за 18 дней» создала условия для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском коллективе. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Ежедневной диагностикой служил бортовой журнал. В конце смены проведено анкетирование. Ребятами была заложена капсула времени, которую вскроют только летом 2017 г.
   Организация летнего отдыха учащихся в рамках разновозрастных отрядов лагерей с дневным пребыванием детей предполагает разнообразие форм и методов, которыми отличается представленная многодневная игра. Реализация игры дало возможность получить следующий результаты: удовлетворение потребности детей и подростков в ярком, полноценном насыщенном отдыхе; оздоровление детей в условиях проживания через занятия спортом; самореализация личности ребенка; формирование временного коллектива с благоприятным микроклиматом и становление межличностных взаимоотношений.
    Предложенная форма работы с учётом адаптации к условиям конкретного учреждения может быть использована в любой образовательной организации.

Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (02.02.2017)
Просмотров: 787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ