Лето.
Начало июля. Что может произойти, чтобы дети вновь оказались за школьными
партами? Не поверите: урок по избирательному праву. Нет-нет, это необычный школьный урок, здесь не ставят оценки и не
задают домашнего задания. Этот урок –
часть цикла мероприятий, которые регулярно проходят в Кемеровской области. Уже был проведен конкурс на лучший урок по знакомству с избирательным процессом
и избирательным правом среди педагогов коррекционных и
общеобразовательных учреждений города Кемерово, внеклассные мероприятия и
конкурсы рисунков на асфальте, кроссвордов и сочинений на ту же тематику. Даже
воспитанники одного из детских садов Центрального района нашего города приняли
участие в таком, на первый взгляд,
взрослом мероприятии.
-
Было безумно увлекательно наблюдать за тем, как ребятишки из подготовительной
группы проводили свое голосование и вникали в столь непростую тему. Конечно, их
занятие носило более упрощенный характер, - рассказывает Валентина
Александровна Зинчук, консультант областной избирательной комиссии Кемеровской
области.
Валентина
Александровна отметила, что целью мероприятий по избирательному праву являлось
повышение политико-правового уровня культуры будущих избирателей: «Ребята
должны понимать, что они – будущее страны. И только от них, от выбора, который
они сделают, зависит, каким будет это самое будущее».
Я
была участницей двух таких мероприятиях
– конкурса открытых уроков по избирательному праву и внеклассного занятия,
проходившего в начале июля 2013 ода. Тема открытого урока в школе № 52 звучала следующим
образом: «Абсентеизм. Причины и пути решения проблемы». Тема же летней встречи
ребят являлась своего рода продолжением предыдущей темы – «Абсентеизм в
молодежной среде Кузбасса».
Из словаря будущего избирателя: «Абсентеизм – бойкотирование
избирателями выборов, факт равнодушного
отношения населения к политической жизни».
Это
одна из наиболее актуальных проблем, стоящих пред современным миром. Общество
становится более пассивным в отношении к выборам в органы государственной власти.
Люди в большинстве своем не интересуются общественно-политическими делами
страны. Главной целью школьного урока стало выяснение причин и последствий
этого явления. Надо сказать, весьма серьезные последствия абсентеизма увидели
школьники. На внеклассном занятии ребята обсудили причины этого, можно сказать,
мирового явления именно в молодежной среде
и попробовали предложить варианты решения проблемы.
Оба занятия
были продуктивными и интересными. Самое главное, ведущая роль в них
принадлежала школьникам. Ребята были
поделены на группы. Каждая
команда готовила творческое домашнее задание на заданную тему. Учениками была приведена возрастная статистика
явки избирателей на избирательные участки в разные годы на разные по масштабу
выборы. Школьники сами подготовили
агитационный видеоклип, провели опрос будущих избирателей в социальной
сети «В контакте», сделали видеофильм на основе интервью с жителями Кедровки.
Между ребятами развернулись серьезные
дискуссии. Продать свой избирательный
бюллетень или нет? Весело провести досуг
или сходить на выборы? Голосовать ли за кандидата, обещающего очистить страну
от «инородцев, из-за которых все неприятности»? Нужна ли в избирательной
бюллетени графа «против всех»? На эти и многие другие вопросы попытались
ответить будущие избиратели.
- Безусловно,
подобные мероприятия полезны. Во-первых, ребята одновременно интересно проводят
время и узнают много нового об избирательном праве и избирательном процессе как
таковом. А во-вторых, мы верим, что полученные
на таких занятиях знания помогут им в будущем сделать правильный выбор, - поясняет Валентина Александровна.
Мы все чаще слышим от взрослых, что дети уже
другие, молодежь уже не та, безответственная и ничем не интересующаяся. А так
ли это на самом деле? Разумеется, никто не даст утвердительный
ответ на этот риторический вопрос. Но одно можно сказать точно. Подготовка
к подобным занятиям стимулировала много
политических дискуссий о причинах и последствиях абсентеизма среди ребят, способствовала
формированию активной гражданской позиции будущих избирателей. На занятиях мы поняли, что последствия бойкотирования
гражданами выборов и отказа интересоваться политической жизнью своего
государства могут быть очень серьезными, вплоть до превращения народа в объект
манипуляции со стороны властей. Думаю, подобные тематические занятия и конкурсы
должны проходить еще чаще. В каждом учебном заведении можно организовать, например, деловые игры,
олимпиады по избирательному праву, клуб «Молодой избиратель» на постоянно
действующей основе с реально проведенными мероприятиями, которые будут
интересны всем ребятам. Такая работа поможет нам вырасти грамотными активными гражданами своей Родины. Елизавета Авдеенко
|