Экологическое образование школьников
средствами дополнительного образования
на примере
МБОУ
ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок»
Бондаренко Светлана Валентиновна,
заместитель директора по УВР
МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»
Начался XXI век, но экологические
проблемы не только остались нерешенными, но и обострились, поставив
человечество на грань выживания. Поэтому формирование экологического сознания
остается приоритетным направлением в образовании и сегодня. Изучением проблем экологического образования школьников активно занимаются такие известные ученые, как Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Рыжова Н.А., Ягодин
Г.А. и др.. Цели экологического образования становятся не только
образовательными, но и воспитательными, социальными. Задачи
формирования экологической культуры подрастающего поколения сложны и
многоаспектны и могут быть реализованы при условии скоординированной, слаженной
работы не только педагогического коллектива, но также и родителей,
представителей общественных организаций и предприятий. Поэтому, считаю, что стратегической задачей
экологического образования должно стать создание условий для всеобщего
непрерывного образования и воспитания детей и взрослого сообщества. При данном
подходе к структуре всеобщего непрерывного экологического образования и
воспитания Центр творчества «Светлячок» жилого района Кедровка г.Кемерово, как
учреждение, реализующее эколого-биологическую направленность, является координатором
деятельности заинтересованных ведомств и
общественных организаций по формированию общественного экологического сознания.
За 14 лет работы
объединений эколого-биологической направленности в ЦРТДЮ «Светлячок», не смотря
на то, что по данному направлению работают всего три педагога дополнительного
образования, деятельность по экологическому образованию в ж.р.Кедровка
приобрела разветвленную структуру, которая обеспечивает потребность в
реализации личностных и интеллектуальных возможностей детей и имеет
широкий спектр методов, средств, организационных форм. Работа ведется по трем
основным направлениям:
1. Исследовательская деятельность - в
рамках данного направления ежегодно организуется работа летней экологической
школы «Зеленый дом», где собирается бесценный материал (в летний период 2010г
летняя экологическая школа прошла в форме экспедиции, в работу которой были
вовлечены и родители), проводятся экологические разведки, не менее 10 экскурсий
в природу, 3-х походов по родному краю. В учреждении сложились приоритетные
направления в исследовательской деятельности по изучению состояния экологии
ж.р.Кедровка, как территории характеризующейся близким расположением разреза
«Кедровский». Результаты исследований учащиеся представляют на ежегодных НПК
школьников городского, областного, Всероссийского уровней. Большое внимание в
экологическом образовании отводится проектной деятельности: обучающимися объединений работа по экологическому проекту
«Экологическое благополучие родного города в руках юннатов» проводится
круглогодично в соответствии с разработанным планом мероприятий.
2. Природоохранная деятельность. Природоохранные
мероприятия разрабатываются как самими школьниками, основывающимися на
существующих местных экологических проблемах, так и на основании плана
проведения городских и областных акций.
Так, в рамках
областных мероприятий включены акции : «Родничок», «Посади дерево», «Сохраним
биоразнообразие Кузбасса!». В рамках городских – «Новый год для елочки»,
«Зеленая планета глазами детей». Все мероприятия условно можно разделить на
традиционные и текущие.
К традиционным (проводятся не менее 3-х лет
подряд) относятся акции: «Новый год для елочки», «Чистый двор - чистый район -
чистый город», «Посади дерево», «Родничок», «Подарок городу», «Сохраним красоту
первоцветов!», «Сохраним Землю для потомков!».
К текущим (к
настоящему времени проводились не более одного раза) относятся акции:
«Барбарис», фотосессия «Зеленая планета
глазами детей». Большой интерес вызвали экологические игры и рисование на
асфальте на экологическую тематику, которые проводились в рамках празднования
Дня Шахтера.
Анкетирование
организуется в зависимости от проведения обучающимися исследований, либо при
наличии существующей и остро стоящей проблемы, которая требует решения.
Мероприятия,
организуемые юннатами, носят открытый характер. С целью достижения наилучшего
результата и увеличения рядов защитников природы обучающиеся детских
объединений эколого-биологической направленности Центра творчества привлекают
школьников ж.р.Кедровка, Промышленновский к участию в акциях и конкурсах. Для
этого по школам района рассылаются планы проведения мероприятий и их положения.
Работа координируется через учителей биологии и заместителей директоров по учебной и воспитательной
работе.
3. Просветительская деятельность осуществляется
через проведение занятий на базе школ района. Также воспитанники
объединений публикуют статьи по
экологической проблематике в СМИ : детской областной газете «Свежий ветер» и
местных газетах «Кедровский вестник» и «Моя Кедровка». активная
просветительская работа.
Нельзя назвать
человека, который варварски, небрежно относится к природе, окружающей среде
настоящим гражданином. Поэтому каждое из проводимых мероприятий несет не только
образовательную, но и большую воспитательную нагрузку. Большое значение в этом
плане отводится воспитанию бережного отношения к природе в целом и экологии
мест проживания в частности, развитию у обучающихся коммуникативных навыков
взаимодействия с жителями района при решении экологических проблем, что
позволяет доносить до масс населения проблему охраны окружающего нас мира. Эта
работа осуществляется через непосредственное вовлечение школьников к участию в мероприятиях, где они не
сторонние наблюдатели, а активные участники. Только так возможно понимание
значимости деятельности.
Большое
значение в данной работе уделяется взаимодействию детей со взрослыми. К акциям
привлекаются руководители структурных подразделений предприятий ж.р.Кедровка: к
акции «5-я трудовая» - представители жилищно-коммунального хозяйства, акции
«Чистый двор-чистая улица-чистый район» и «Посади дерево» проводятся с
непосредственным участием Совета ветеранов ж.р.Кедровка и работниками разреза
«Кедровкий». Кроме того, взрослое
население были охвачено анкетированием, становилось благополучателями
результатов работы, невольным участником акций (могли видеть листовки на дверях
подъезда и информационных досках, аншлаги, призывающие к защите природы).
В практике работы Центра
творчества «Светлячок» с образовательными учреждениями ж.р.Кедровка выработалась
определенная циклограмма:
№ п\п
|
Месяц
|
Мероприятие
|
1
|
Сентябрь
|
«Чистый
двор-чистая улица-чистый район», праздник «Осенний калейдоскоп»
|
2
|
Октябрь
|
Районный конкурс экологического дизайна
|
3
|
Ноябрь
|
Районный слет трудовых объединений старшеклассников
|
4
|
Декабрь
|
Акции: «Новый год для елочки», «Помоги птице зимой»
|
5
|
Январь
|
Экскурсии в музей-заповедник «Томская писаница» в рамках
Дня заповедников и национальных парков
|
6
|
Февраль
|
Фотовыставка «Зеленая планета глазами детей» и «Человек
природе друг?»
|
7
|
Март
|
Акция «Внимание: первоцвет!»
|
8
|
Апрель
|
Акция «Гонцы весны», Неделя добра, День здоровья
|
9
|
Май
|
Акция «Посади дерево!»
|
В ходе экологической
работы в 2009-2010 учебном году было проведено 11 просветительских и
природоохранных мероприятий, к участию в которых было привлечено 811 школьников
и 98 родителей жилых районов Кедровка,
Промышленновский. Посажено 304 единицы древесно-кустарниковых растений. Выращено
350 штук цветочной рассады, которая высажена в 10 кашпо и на 2-х клумбах на
территории ЦРТДЮ «Светлячок». Очищена территория родника по ул.Северная
ж.р.Кедровка в радиусе 15 м.
Собрано 200 гр. семян (сухой вес) барбариса для получения рассады и дальнейшей
ее высадки на территории района. Работа по данному направлению будет продолжена
и в последующие годы.
Литература
1. Захлебный
А.Н., Непрерывное
экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе\ материалы IV
Всероссийской научно-практической конференции "Экологическое образование и
просвещение в интересах устойчивого развития", РАО,
Науч. совет по проблемам экол. образования. - Ханты-Мансийск : Полиграфист,
2009
2.
Зверев И.Д., Экологическое
образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции
и технологии. М.: Перемена, 1996.
3.
Рыжова Н.А. О проекте
«Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации.
Дошкольное воспитание № 6, 2001.
4.Рыжова Н.А. Экологическое образование
в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5.
Рыжова Н.А. О программах
экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.
7.
Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997
|