Вторник, 07.05.2024, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Экологическая тропа как средство образования и воспитания обучающихся
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Научно-методический центр»
 
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития детей и юношества «Светлячок»
 
 
Памятка
 
«Экологическая тропа как средство образования и воспитания обучающихся»
 
Авторы-составители: Бондаренко С.В., зам. директора по УВР МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок»
 
Кемерово 2011
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Понятие экологической тропы и ее возможности …………………..2
2. Классификация экологических троп …………………………………2
3. Критерии выбора маршрута …………………………………………..3
4. Компоненты экологической тропы …………………………………...4
5. Паспорт экологической тропы ………………………………………...5
6. Экологические тропы УДО г. Кемерово ……………………………..6
1. Понятие экологической тропы и ее возможности
 
В специализированной и методической литературе можно встретить несколько понятий термина «экологическая тропа»: Экологическая тропа – это маршрут, размеченный на определенной территории, являющийся специфической формой для ознакомления и регулирования режима пользования. [Российская энциклопедия] Экологическая тропа – это частная форма экскурсии, сочетающая отдых и познание во время движения по специально разработанному маршруту в природе и позволяющая методами «раскрытого обучения» осваивать и закономерности природных процессов, и проявления антропогенного фактора, т нормы экологически грамотного поведения [Моргун Д.В. Учебно-исследовательская биологическая экспедиция как средство повышения эффективности образовательного процесса [Текст] \ Д.В.Моргун\\ научно-методический журнал «Методист» - М., 2008] Тропа учебная (биологическая, экологическая) – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах (животном, растительном мире, сообществах и т.п.), создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления. [Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины- М., «Просвещение»,1998]
 
2. Классификация экологических троп
 
Общепринятой классификации не существует, так как они весьма относительны. Одним из критериев классификации является длина маршрута или его продолжительность. Как туристские маршруты экологические тропы могут быть: 1. линейными, 2. полукольцевыми, 3. кольцевыми 4. радиальными (путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). Тропы также различают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Подразделять экотропы по возрастным категориям населения чаще всего не имеет большого смысла. Поэтому при создании экологических троп приходится ориентироваться на «усредненного посетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных и иных категорий. По способу прохождения: пешие, водные, лыжные, велосипедные, для любителей верховой езды и т.д. Способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте. Основным критерием классификации троп природы всё-таки является их назначение:
1. Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4–8 км. Одиночных посетителей по возможности объединяют в группы, и в сопровождении проводника или с путеводителем они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.
2. Познавательно-туристские тропы. Протяженность в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков. Длительность путешествия может составлять от 1–2 дней до целого отпуска. Как и тропы первого типа, их можно проходить с проводником или самостоятельно. Тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаются буклетами, но и проходят специальный инструктаж перед выходом в маршрут. Главные составляющие такого инструктажа – техника безопасности и правила поведения туристов на природе. Кроме того, каждая группа туристов должна обладать простейшими знаниями о том, как бороться с нарушителями правил охраны природы, случайно встреченными на тропе.
 3. Учебные экологические тропы. Специализированные маршруты для экологического образования. Протяжённость редко превышает два километра, так как считается, что учебная экскурсия не должна занимать более 3ч. Тропы рассчитаны в первую очередь на обучащихся. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода. Им может быть не только сотрудник ООПТ, но и педагог. Если в создании тропы принимали участие сами школьники, желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хотя бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. Для самостоятельных посетителей тропа оборудуется указательными знаками, информационными стендами. Подготавливаются информационные буклеты.
4. Специализированные экотропы разрабатываются для людей с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие). Этот вид экотроп в настоящее время получает все большее распространение во многих странах мира.
 
3. Критерии выбора маршрута
 
Прежде чем начать создание системы экотроп на любой природной территории, необходимо изучить не только существующие в ее пределах природные условия и примечательные объекты, но также характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т.п.). От этого в большой степени зависит протяженность, назначение и выбор типа тропы, наиболее подходящего для данных условий. Затем следует составить предварительную схему сети троп с учетом основных критериев выбора маршрутов. Набор критериев и их ранжирование, то есть значение, которое придается каждому их них, меняются в зависимости от местных условий. Но в любых условиях остаются неизменно важными три главных критерия:
1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
2. Доступность для посетителей – одно из главных требований при проектировании тропы, в значительной степени определяющее выбор трассы. Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входа (въезда) в данный парк или заказник и чтобы к нему вели хорошие подъездные пути. Это требование связано с закономерностями восприятия любой информации: посетители не должны ощущать физической и психологической усталости к тому моменту, как будет сделан первый шаг по тропе.Сама трасса тропы должна быть не очень сложной для прохождения (слишком крутые склоны, длинные переходы между точками-остановками, длительное нахождение на открытом солнце – все это нежелательно). Чрезмерная физическая нагрузка в конечном счете может заметно помешать человеку наслаждаться пейзажем. Не способствует она и усвоению новой информации.
 3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географии, биологии, экологии и других научных дисциплин, – это главное отличие экологической тропы от обычного туристского маршрута. Большая часть уже существующих троп имеет явно биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также эколого-географические, исторические аспекты и характер взаимодействия чело века с природой.
 
 4. Компоненты экологической тропы
 
Экологическая тропа имеет несколько компонентов (рисунок 1). При ее создании необходимо помнить о них: Полоса отчуждения – расчищенная для безопасности и примыкающая не посредственно к тропе территория. Маршрутный коридор – комбинация всех элементов, которые посетитель может видеть на маршруте и которые влияют на его восприятие в целом (сама тропа, полоса отчуждения и вся территория, которая просматривается с тропы). Буферная или защитная зона – территория, примыкающая к тропе и скрывающая все, чему не следует попадать в поле зрения посетителей: например, строительство зданий, проведение горнодобывающих работ и лесоразработок. Кроме того, эта зона может служить для защиты уязвимых ландшафтов от посетителей. Выделяемая рядом с тропами защитная зона выполняет не только задачи сокрытия неэстетических элементов пейзажа и сохранение особо уязвимых ландшафтов, но также призвана не допустить преобразования прилежащей к тропе территории хозяйственной деятельностью человека. Ширина ее может быть разной. Если тропа проходит через густой лес, под защитную зону отводят по несколько метров с обеих сторон от нее. Если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Рисунок 1. Компоненты экологической тропы и их расположение
 
5. Паспорт экологической тропы
 
 Изучив состав объектов природы, интересных явлений и нанеся их на карту экологической тропы, составляется ее паспорт в который входит:
 
 Название тропы_________________________________________________________ Месторасположение: ___________________________________________________ (область, район, населенный пункт) Проезд транспортом: ___________________________________________________ (вид транспорта, как проехать) Землепользователь:____________________________________________________ Основное назначение тропы: ____________________________________________ (на какую аудиторию рассчитана, с какой целью) Протяженность экологической тропы: ____________________________________ Краткое описание маршрута: ____________________________________________ (описание объектов, длительность экскурсии) Состояние экологической тропы: ________________________________________ Организации и учреждения, участвовавшие в создании экотропы:_____________________________________________________________ Возможное использование тропы по сезонам года: _________________________ _______________________________________________________________________ Маршрут разработан: ___________________________________________________ (кем, когда)
Ответственные за тропу:_________________________________________________ (ФИО, должность)
 
Если в зависимости от сезонов года на основном маршруте организуются экскурсии различной тематики и адресованы они обучающимся разных возрастов, это следует указать в соответствующих разделах паспорта. Данный образец паспорта не является строгим образцом. В случае необходимости возможно внесение дополнительных разделов.
 
6. Экологические тропы УДО г. Кемерово
 
6.1. МОУ ДОД «ЦДОД им.В.Волошиной» Экотропа «Деревья и кустарники парка Искитимского» Цель: ознакомление обучающихся с различными типами биоиндикации качества среды Место расположения экотропы, протяженность маршрута, время работы на маршруте: набережная р.Искитимки, протяженность маршрута 1 км, время работы на маршруте 60 – 70 мин На какой возраст обучающихся ориентирована: летний и ранне-осенний маршрут адресован обучающимся 10 – 15 лет, зимний маршрут -обучающимся 8 – 13 лет Использование по сезонам года: Сезон годаТема экскурсии
Летний и ранне- осенний маршрутИндикация качества среды по состоянию древесных и кустарниковых растений парка
Зимний маршрутДеревья и кустарники зимой
Ответственный за работу на экотропе, контактный телефон: Аверина Екатерина Павловна, Горшкова Любовь Андреевна Тел.58-10-96
6.2. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района Экотропа: «Растения в городе» Цель: ознакомление обучающихся с жизненными формами растений и изучение влияния антропогенного фактора на растительность в городе Место расположения экотропы, протяженность маршрута, время работы на маршруте: прилегающий к Дворцу творчества участок, протяженность маршрута 1 км, время работы на маршруте 40 мин На какой возраст обучающихся ориентирована: адресован обучающимся среднего школьного звена Использование по сезонам года: Сезон годаТема экскурсии
Май-октябрьРастения в городе
Ответственный за работу на экотропе, контактный телефон: Евдокимова Е.С. тел.54-24-51
6.3. МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов» Экотропа «Цветочный калейдоскоп» Цель: ознакомление обучающихся с декоративными цветковыми растениями, фенологическими явлениями в природе Место расположения экотропы, протяженность маршрута, время работы на маршруте: филиал станции натуралистов по адресу ул.Иркутская-30, маршрут расположен на площади 0,3 га, время работы на маршруте 40 мин На какой возраст обучающихся ориентирована: маршрут адресован обучающимся 9-15 лет Использование по сезонам года: Сезон годаТема экскурсии
Летний маршрут июль-августЦветочный калейдоскоп
Осенний маршрут сентябрь-октябрьКраски осени
Ответственный за работу на экотропе, контактный телефон: Волкова Юлия Леонидовна, тел.38-38-15
Экотропа «Войди в бор другом» Цель: изучение природы с обучающимися в условиях соснового бора г.Кемерово, воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Место расположения экотропы, протяженность маршрута, время работы на маршруте: сосновый бор Рудничного района г.Кемерово протяженность маршрута 1-2 км, время работы на маршруте 30-70 мин На какой возраст обучающихся ориентирована: маршрут адресован обучающимся 7-17 лет Использование по сезонам года: Сезон годаТема экскурсии
Зимние маршруты: Ноябрь-февраль Ноябрь-февраль 1. «Зимний сон природы» (адресован обучающимся 5-8 кл., время работы на маршруте 3 часа). Экскурсия проводится по вторникам 12:00-15:00час 2. «Зимними тропами» (адресован обучающимся 9-11 кл., время работы на маршруте 1 ч. 30 мин.) Экскурсия проводится по понедельникам 11:00-12:30)
Весенние маршруты: Март 1. «На неведомых дорожках» (адресован обучающимся 1-4кл., время работы на маршруте 2 часа). Экскурсия проводится по четвергам 12:00-15:00час
Ответственный за работу на экотропах, контактный телефон: Попсуй Василий Васильевич, Королева Л.И., тел.38-38-15
6.4. МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» Экотропа «Первоцветы Парка Победы жилого района Кедровка» Цель: ознакомление обучающихся с раннецветущими растениями, формирование навыков охраны редких видов растений, воспитание бережного отношения и любви к природе Место расположения экотропы, протяженность маршрута, время работы на маршруте: Парк Победы жилого района Кедровка, протяженность маршрута 1 км, время работы на маршрутах по всем указанным далее темам - 40 мин На какой возраст обучающихся ориентирована: адресован обучающимся младшего и среднего школьного звена Использование по сезонам года Сезон годаТема экскурсии
Зимние маршруты: Ноябрь-февраль Ноябрь-февраль Ноябрь-декабрь 1.Фенологические изменения в природе. 2.«Следы на снегу» 3. Экологическая акция – экскурсия «Сохраним хвойные деревья»
Весенние маршруты: Март-май Апрель-май 1.Фенологические изменения в природе. 2.«Первоцветы Парка Победы ж.р.Кедровка г.Кемерово»
Летние маршруты: Июнь-август Июнь-август Июль-август 1.Фенологические изменения в природе. 2.Многообразие жизненных форм растений. 3.Влияние антропогенных факторов на растения.
Осенние маршруты: Сентябрь-ноябрь 1.Фенологические изменения в природе.
Ответственный за работу на экотропе, контактный телефон: Бондаренко Светлана Валентиновна, Дуванова Ирина Викторовна Тел.69-29-70
 
Список литературы
 
1. Гижицкая, С.Д., Факторович, Л.В., Влазнева, А.Е. Научно-методические основы проведения экологических троп [Текст] \ С.Д. Гижицкая, Л.В. Факторович, А.Е. Влазнева \\ Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь «Земля – наш дом» - Новосибирск. – 1999. - вып. 3 – С.196 – 203
2. Горшкова Л.А., Вахрамеева О.А. Примерный план проведения экологической тропы для младших школьников «Деревья и кустарники парка Искитимского» [Текст] \ Л.А.Горшкова, О.А.Вахрамеева \\ сборник методических материалов «Развитие экологического мировоззрения детей средствами дополнительного образования» - Кемерово. – 2003. – С. 93 – 95
3. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) [Текст] \А.Н. Захлебный\\ - М. – Знание. – 1986
4. Чижова В.П., Буторина Н.Н., Орестов Я.И. Тропа в гармонии с природой [Текст] [Рисунок]\ В.П.Чижова, Н.Н.Буторина, Я.И.Орестов\\ сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп (информация с сайта www.ecosystema.ru) - М. - Р.Валент. – 2007
Категория: Наши статьи | Добавил: Админ (17.10.2011)
Просмотров: 6438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Fluplekly  
то что я искал, спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ