Суббота, 20.04.2024, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Эффективность педагогических приемов для развитие мелкой моторики детей на занятиях творческого объединение "Мозаика" Сыропятова Н.И.

Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях творческого объединение по прикладным видам творчества "Мозаика"

Сыропятова Надежда Ильинична,
педагог дополнительного образования МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ»

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального  и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.  Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, все-таки недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у школьников тонких движений кистей и пальцев рук.
    Это и определило выбор проблемы, над которой мы активно работаем на занятиях творческого объединение по прикладным видам творчества "Мозаика" художественной направленности МБОУДО «Кедровский центр развития творчества детей и юношества». Какой бы вид рукоделия не привлекал внимание учащихся больше всего: вязание, вышивание, бисероплетение, изготовление сувениров и аксессуаров из капрона и кожи, лоскутная техника и аппликация... В нашем творческом объединении ребята находят все необходимое для осуществления своих замыслов: идеи, полезную информацию. Навыки творческой деятельности, получаемые на занятиях творческого объединения по художественной обработке разных материалов «Мозаика» проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. На занятиях  творческого объединения «Мозаика» подростку предоставляется свобода принятия решения о вхождении в образовательное пространство; обеспечивается  возможность выбора деятельности по душе, диалог в отношениях со сверстниками и взрослыми. Следствием этого явятся более полное самовыражение и самореализация детей, повышение их творческого потенциала. В процессе обучения необходимо создать особую обстановку, атмосферу. Кабинет нашего объединения напоминает творческую мастерскую. Здесь есть место для предметов декоративно-прикладного и народного творчества, разных поделок, сделанных детьми на занятиях. Дети могут изучать разные техники декоративно-прикладного искусства, использовать различные материалы и знакомиться не только с народными промыслами своей страны, но и с декоративно-прикладным искусством других стран, что помогает увидеть в нем черты неповторимого своеобразия. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству  используются творческие задания, как часть игры, где ребенок осваивает различные роли- конструктора, художника.
     Детское творчество специфично. Нередко оно является результатом ориентировочно-исследова­тельских действий. В нем проявляется стремление ребенка выразить словами свое отношение к окру­жающему, свое мироощущение, передать в содержании рисунка, рассказа, конструкции и пр. свои впечатления, переживания, представления и т.д. В творческой деятельности подросток развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Учащимся творческого объединения «Мозаика» свойственны такие качества личности, как независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному, самостоятельность, склонность к экспериментированию и риску, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях. Большое внимание уделяется коллективной творческой работе. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивая навыки командного взаимодействия, предполагает непосредственное объединение усилий разных детей для решения ка­кой-либо единой задачи. Одним из примеров социально значимой проектной деятельности, доступной даже младшим школьникам является творческий проект учащихся творческого объединения по художественной обработке разных материалов «Мозаика» под рабочим названием «Буковка к буковке». На занятиях творческого объединения ребята изготавливают из текстильных материалов объёмные буквы русского алфавита. И, конечно, такие занятия будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. В качестве диагностического материала для выявления уровня и особенностей развития у школьников тонких движений кистей и пальцев рук было отобрано несколько упражнений из числа развивающих «пальчиковых игр», таких, где каждое из которых объединяет разные виды движений, что позволяет отследить развитие моторики рук более полно, чем в заданиях с изолированными движениями. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
    На первом этапе решения означенной проблемы, мы провели исследования степени сформированности двигательной активности кисти и пальцев рук у учащихся нашего творческого объединения. Полученные нами данные позволили нам разделить всех детей на три группы. Первую группу составляли дети (6 человек) с высоким уровнем развития мелкой моторики. Вторую группу составляют дети со средним и низким уровнем развития мелкой моторики. С ними проводились занятия на развитие мелкой моторики. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, работа со штампами.  После проведения систематических занятий по развитию мелкой моторики количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей со средним и низким уровнем - уменьшилось.
    Можно сделать вывод о том, что проведенные занятия с элементами художественной деятельности способствуют развитию мелкой моторики детей младшего школьного возраста.В результате можно делать следующие выводы о том, что организованные развивающие занятия повышают уровень развития мелкой моторики школьников с изначальным средним уровнем развития мелкой моторики. Организованные занятия по развития мелкой моторики у школьников с низким уровнем развития мелкой моторики также дают положительную динамику. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (02.02.2017)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ