Суббота, 18.05.2024, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Экологическое образование школьников средствами дополнительного образования
Экологическое образование школьников
средствами дополнительного образования на примере
 МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок»

 

Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора по УВР

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»

Начался XXI век, но экологические проблемы не только остались нерешенными, но и обострились, поставив человечество на грань выживания. Поэтому формирование экологического сознания остается приоритетным направлением в образовании и сегодня. Изучением проблем экологического образования школьников  активно занимаются такие известные ученые, как Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Рыжова Н.А., Ягодин Г.А. и др.. Цели экологического образования становятся не только образовательными, но и воспитательными, социальными. Задачи формирования экологической культуры подрастающего поколения сложны и многоаспектны и могут быть реализованы при условии скоординированной, слаженной работы не только педагогического коллектива, но также и родителей, представителей общественных организаций и предприятий. Поэтому, считаю, что стратегической задачей экологического образования должно стать создание условий для всеобщего непрерывного образования и воспитания детей и взрослого сообщества. При данном подходе к структуре всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания Центр творчества «Светлячок» жилого района Кедровка г.Кемерово, как учреждение, реализующее эколого-биологическую направленность, является координатором  деятельности заинтересованных ведомств и общественных организаций по формированию общественного экологического сознания.

  За 14 лет работы объединений эколого-биологической направленности в ЦРТДЮ «Светлячок», не смотря на то, что по данному направлению работают всего три педагога дополнительного образования, деятельность по экологическому образованию в ж.р.Кедровка приобрела разветвленную структуру, которая обеспечивает потребность в реализации личностных и интеллектуальных возможностей детей и имеет широкий спектр методов, средств, организационных форм. Работа ведется по трем основным направлениям:

1. Исследовательская деятельность - в рамках данного направления ежегодно организуется работа летней экологической школы «Зеленый дом», где собирается бесценный материал (в летний период 2010г летняя экологическая школа прошла в форме экспедиции, в работу которой были вовлечены и родители), проводятся экологические разведки, не менее 10 экскурсий в природу, 3-х походов по родному краю. В учреждении сложились приоритетные направления в исследовательской деятельности по изучению состояния экологии ж.р.Кедровка, как территории характеризующейся близким расположением разреза «Кедровский». Результаты исследований учащиеся представляют на ежегодных НПК школьников городского, областного, Всероссийского уровней. Большое внимание в экологическом образовании отводится проектной деятельности: обучающимися  объединений работа по экологическому проекту «Экологическое благополучие родного города в руках юннатов» проводится круглогодично в соответствии с разработанным планом мероприятий.

2. Природоохранная деятельность. Природоохранные мероприятия разрабатываются как самими школьниками, основывающимися на существующих местных экологических проблемах, так и на основании плана проведения городских и областных акций.

Так, в рамках областных мероприятий включены акции : «Родничок», «Посади дерево», «Сохраним биоразнообразие Кузбасса!». В рамках городских – «Новый год для елочки», «Зеленая планета глазами детей». Все мероприятия условно можно разделить на традиционные и текущие.

 К традиционным (проводятся не менее 3-х лет подряд) относятся акции: «Новый год для елочки», «Чистый двор - чистый район - чистый город», «Посади дерево», «Родничок», «Подарок городу», «Сохраним красоту первоцветов!», «Сохраним Землю для потомков!».

К текущим (к настоящему времени проводились не более одного раза) относятся акции: «Барбарис»,  фотосессия «Зеленая планета глазами детей». Большой интерес вызвали экологические игры и рисование на асфальте на экологическую тематику, которые проводились в рамках празднования Дня Шахтера.

Анкетирование организуется в зависимости от проведения обучающимися исследований, либо при наличии существующей и остро стоящей проблемы, которая требует решения.

Мероприятия, организуемые юннатами, носят открытый характер. С целью достижения наилучшего результата и увеличения рядов защитников природы обучающиеся детских объединений эколого-биологической направленности Центра творчества привлекают школьников ж.р.Кедровка, Промышленновский к участию в акциях и конкурсах. Для этого по школам района рассылаются планы проведения мероприятий и их положения. Работа координируется через учителей биологии и заместителей            директоров по учебной и воспитательной работе.

3. Просветительская деятельность осуществляется через проведение занятий на базе школ района. Также воспитанники объединений  публикуют статьи по экологической проблематике в СМИ : детской областной газете «Свежий ветер» и местных газетах «Кедровский вестник» и «Моя Кедровка». активная просветительская работа.  

Нельзя назвать человека, который варварски, небрежно относится к природе, окружающей среде настоящим гражданином. Поэтому каждое из проводимых мероприятий несет не только образовательную, но и большую воспитательную нагрузку. Большое значение в этом плане отводится воспитанию бережного отношения к природе в целом и экологии мест проживания в частности, развитию у обучающихся коммуникативных навыков взаимодействия с жителями   района при решении экологических проблем, что позволяет доносить до масс населения проблему охраны окружающего нас мира. Эта работа осуществляется через непосредственное вовлечение школьников  к участию в мероприятиях, где они не сторонние наблюдатели, а активные участники. Только так возможно понимание значимости деятельности.

Большое значение в данной работе уделяется взаимодействию детей со взрослыми. К акциям привлекаются руководители структурных подразделений предприятий ж.р.Кедровка: к акции «5-я трудовая» - представители жилищно-коммунального хозяйства, акции «Чистый двор-чистая улица-чистый район» и «Посади дерево» проводятся с непосредственным участием Совета ветеранов ж.р.Кедровка и работниками разреза «Кедровкий». Кроме того,  взрослое население были охвачено анкетированием, становилось благополучателями результатов работы, невольным участником акций (могли видеть листовки на дверях подъезда и информационных досках, аншлаги, призывающие к защите природы).

В практике работы Центра творчества «Светлячок» с образовательными учреждениями ж.р.Кедровка выработалась определенная циклограмма:

№ п\п

Месяц

Мероприятие

1

Сентябрь

«Чистый двор-чистая улица-чистый район», праздник «Осенний калейдоскоп»

2

Октябрь

Районный конкурс экологического дизайна

3

Ноябрь

Районный слет трудовых объединений старшеклассников

4

Декабрь

Акции: «Новый год для елочки», «Помоги птице зимой»

5

Январь

Экскурсии в музей-заповедник «Томская писаница» в рамках Дня заповедников и национальных парков

6

Февраль

Фотовыставка «Зеленая планета глазами детей» и «Человек природе друг?»

7

Март

Акция «Внимание: первоцвет!»

8

Апрель

Акция «Гонцы весны», Неделя добра, День здоровья

9

Май

Акция «Посади дерево!»

 

В ходе экологической работы в 2009-2010 учебном году было проведено 11 просветительских и природоохранных мероприятий, к участию в которых было привлечено 811 школьников и 98 родителей жилых  районов Кедровка, Промышленновский. Посажено 304 единицы древесно-кустарниковых растений. Выращено 350 штук цветочной рассады, которая высажена в 10 кашпо и на 2-х клумбах на территории ЦРТДЮ «Светлячок». Очищена территория родника по ул.Северная ж.р.Кедровка в радиусе 15 м. Собрано 200 гр. семян (сухой вес) барбариса для получения рассады и дальнейшей ее высадки на территории района. Работа по данному направлению будет продолжена и в последующие годы.

 

Литература

1. Захлебный А.Н.,  Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе\ материалы IV Всероссийской научно-практической конференции "Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития", РАО, Науч. совет по проблемам экол. образования. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2009

2. Зверев И.Д., Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

3. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.

4.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

7. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997

 

Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (19.11.2012)
Просмотров: 1609 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ