Суббота, 18.05.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

ФОРМАТ «ПЕЧА-КУЧА» КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Формат "ПЕЧА-КУЧА" как новая форма организации учебных занятий
Гагарина Оксана Михайловна, методист, педагог дополнительного образования МБОУДО "Кедровский ЦРТДЮ"    
 
   На современном этапе общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования  у подростков активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда. Молодым людям, вступающим в жизнь сегодня, необходимо обладать такими качествами, как независимость мышления, умение объективно оценивать свои возможности, умение проектировать выход из сложных жизненных ситуаций, высокая познавательная активность, способность к саморазвитию.
   Эти задачи помогают решать учреждения дополнительного образования детей, в том числе  МБОУДО «Кедровский центр творчества детей и юношества». Одним из перспективных творческих объединений ЦРТДЮ  является пресс–клуб «Облачко», где обучаются подростки в возрасте от 12 до 18 лет. Занятие журналистикой развивает у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует активную и независимую жизненную позицию, коммуникативные навыки, помогает успешно адаптироваться в обществе.  
   Одной из актуальных задач на занятиях пресс-клуба стала проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к активной деятельности и общению предполагает такую организацию учебного процесса, когда его участник может проявить интеллектуальную и познавательную активность, личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Применение на занятиях современных образовательных технологий, таких как интерактивное обучение, позволяет участникам занятия прикоснуться к социальному опыту – собственному и других людей, вступая в коммуникацию друг с другом, совместно решая поставленные задачи, преодолевая конфликты, находя точки соприкосновения. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности с ориентацией на конкретные и прогнозируемые цели. Главное - это создание комфортных условий обучения, когда ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [5, с. 38]
   Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. [4, с. 79]  
    Интерактивное обучение предполагает выбор наиболее эффективной и подходящей формы организации учебного занятия для изучения конкретной темы. Интересным оказалось проведение учебных занятий пресс-клуба обобщающего характера в формате «печа-куча».
    Печа-куча (в переводе с японского «болтовня» или «звуки беседы») – это способ представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности. «Печа-куча» помогает научиться делать презентации и выступления краткими и динамичными. Такой формат может быть использован для коммуникативных тренингов. Придуманный живущими в Токио австрийцами Марком Дитхамом и Астрид Кляйн в 2003 году, формат разлетелся по всему миру. Всё началось с одной вечеринки в Токио, а сегодня на карте «Печа-куча 20х20» - 280 городов. И Кемерово в том числе.    
    Чтобы «печа-куча» удалась, необходимо подготовить мультимедийное оборудования для демонстрации презентаций. При небольшой аудитории помогут обычные персональные компьютеры.
      Рассмотрим особенности этой формы организации учебного процесса на конкретном примере. Обобщающее занятие по теме «Как писать на социальнозначимые темы» было проведено как «печа-куча». Предварительно ребята получили домашнее задание подготовить доклад-презентацию из двадцати слайдов, каждый из которых длится 20 секунд, после чего автоматически сменяется на следующий. Таким образом, продолжительность доклада ограничена шестью минутами сорока секундами. Успеваешь сказать только самое главное, важное. Просто нет времени растечься мыслью по древу.  Это домашнее задание педагог выполняет вместе с ребятами, но с каждым желающим «по секрету», индивидуально. Очень важно сохранить интригу. К тому же, такая работа позволяет качественно подготовить презентацию проекта, избежать ошибок, помогает создать ситуацию успеха для спикера. В процессе работы над проектом педагог продумывает возможные направления обсуждения проекта, вопросы на случай, если слушатели не сразу включатся в диалог.
       На нашем заседании было две команды: выступающих или спикеров, как их называют в таком формате, и слушателей. Ведь не каждый юнкор приготовил выступление. В заключении нам предстоит выбрать один или несколько социальнозначимых проектов для реализации этим летом.
      Структура заседания «печа-куча» состояла из традиционных для обобщающих занятий этапов. После жеребьёвки спикеры презентовали свои проекты. После доклада каждый отвечал на вопросы слушателей по сути своего выступления. На этом этапе отрабатываются навыки обучающихся по выступлению перед аудиторией. Диалоги со слушателями способствуют развитию навыков спонтанного общения.
      По окончании выступлений и слушатели, и спикеры выбирали проект для реализации. В ходе обсуждения юнкоры должны были обосновать своё мнение, приводя убедительные аргументы. Этот этап содействует развитию коммуникативных навыков обуч-ся, внимания, памяти, творческого мышления, речи, познавательной активности. Не следует забывать и о воспитывающем воздействии на обучающихся: культура общения, саморегуляция, умение работать в группе, толерантность.
     «Печа-куча» как интерактивная форма организации учебной деятельности предполагает использование сразу нескольких интерактивных методов обучения или их элементы.
     При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Модератор – это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...» Возвращаясь к пирамиде запоминания, мы видим, что, участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ученик усваивает от 70% до 90% информации. [6,с.96-97]         
      Описанные методы и приемы интерактивного обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттенки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-третьих, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично.    
 
 
                                                                                                                
 
Список литературы
1.     Бачков И. В. Введение в тренинговые технологии //Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М.Митиной. –М., 1998.
2.     Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга.Психотехники: Учеб. пособие. –М., 2000.
3.     Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука»,2009. – 52 с.
4.     Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
5.     Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
6.     Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (14.08.2013)
Просмотров: 30679 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ