Понедельник, 29.04.2024, 10:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Формирование информационной грамотности учащихся как одного из условий успешной социализации подростков О.М.Гагарина
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Оксана Михайловна Гагарина,
методист, педагог дополнительного образования МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ» 
      Активным участником социализации подростков и источником развития их личности  являются современные средства массовой информации и коммуникации.
По мнению А.В.Фёдорова, нет ничего более разнообразного, одновременно привлекательного и отталкивающего, интересного и пугающего, необходимого и раздражающего, как средства массовой информации и коммуникации. Как и всякая общественная система, журналистика постоянно изменяется, развивается, откликаясь на научно-технические, экономические, политические, идеологические, культурные процессы, происходящие в обществе.
    Изменение информационной структуры общества обуславливают новый подход к формам работы с учащимися. В рамках медиаструктур получили новое развитие средства массовой информации и коммуникации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Средства массовой информации в современном обществе определяют, формируют не только видение мира и восприятие других членов общества, но также отношение к социуму и окружающему миру, то есть представляют собой источник социальной информации. У многих подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность. Молодые люди - не индифферентные потребители, а социально активные думающие личности.       С помощью СМИ они хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию,  не оставаясь безучастными наблюдателями. Учащиеся МБОУДО «Кедровский центр творчества детей и юношества» имеют такую возможность: более десяти лет в нашем учреждении действует пресс-клуб «Облачко». Пресс-клуб – это не только творческое объединение с собственной образовательной программой, это мобильный подростковый информационный центр, члены которого через призму собственного творческого восприятия ретранслируют все происходящее в социуме. Роль организаторов, авторов, корректоров выполняют сами подростки при взаимодействии с педагогом.
     Особое внимание на занятиях пресс-клуба уделяется коммуникативным тренингам. Ведь умение общаться – это хлеб журналиста. Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности и имеет значение в формировании личности. Оно предполагает включение личности в активное общение. Тем более что для юнкора общение – это не просто развлечение.
      Общение – это, прежде всего, активный обмен деятельностью, процесс получения или передачи информации. Специально организованное межличностное взаимодействие подростков позволяет стимулировать их общественно значимую активность, дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества. Занятие журналистикой развивает у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует активную и независимую жизненную позицию, коммуникативные навыки.  Особо значимой по-прежнему остается проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, их активного развития, формирования потребности и умения включаться в активную трудовую деятельность.
В рамках воспитательно-образовательного процесса для обучающихся творческого объединения проводятся мастер-классы профессиональных журналистов, направленные на повышение мастерства юных журналистов, обучающие семинары, обращенные к актуальным проблемам современности. Уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни.
       Юнкоры принимают участие в профильных сменах юных журналистов и фестивалях детско-юношеской прессы, как одной из форм активизации познавательной деятельности и творческой и социальной активности учащихся. Целенаправленное воздействие позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества. Применение разнообразных форм межличностного общения в ходе воспитательно-образовательного процесса требует от педагога чётко представлять цель и результаты деятельности.
      Однажды наши юнкоры выясняли путём опроса, как школьники получают информацию. Результаты опроса показали, что 33% респондентов используют непроверенные источники информации - слухи. Возник справедливый вопрос о формирование информационной грамотности школьников. Решением этой проблемы наряду с прочими занимается медиаобразование.
      Медиаобразование нацелено на работу со школьниками ещё и потому, что их социализация в большей степени происходит через СМИ: познание мира, других стран, жизни своей страны, различных социальных категорий, с которыми они непосредственно сталкиваются. Именно так они входят в социум, в общество своей страны и в мировое сообщество. [4, 14]
     Иногда говорят о медиаобразовании в связи с использованием СМИ  на занятиях, в рамках учебного кабинета, то есть когда педагоги  и учащиеся используют телевидение, радио, газету, фильм в процессе изучения какой-либо темы учебной программы. Такое использование средств массовой информации не является собственно медиаобразованием. При таком привлечении СМИ к учебному процессу продукты массмедиа выступают в качестве дидактических пособий. [4, 127]
     Медиаобразование позволяет сформировать у учащихся представление о том, что такое средства коммуникации (медиа), как они функционируют, как создаются сообщения (единицы информации), как эти сообщения распространяются, представляя собой особый тип реконструкции действительности. Необходимо сформировать у подростков чёткое представление о том, что СМИ, которыми они пользуются, работают по вполне определённым социально-психологическим правилам.
       Таким образом, работа по медиаобразованию прежде всего состоит в том, чтобы «размонтировать»  псевдореальность, создаваемую средствами массовой информации и коммуникации, что позволит  подросткам  лучше понять, как именно СМИ оказывают влияние на их восприятие действительности, и как ребята сами могут внести свою лепту в конструирование этой реальности. Работа в этом направлении состоит также в том, чтобы объяснить, какими источниками информации следует пользоваться, как отбирать качественную информацию, как производится информационная продукция.
Медиаобразование  рассматривается нами как процесс развития личности с помощью  и на материале средств массовой информации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиапространством, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интрепретации, анализа и оценки медиатекстов, знакомство с различными формами самовыражения при помощи медиатехники. Приобретённая в результате этого процесса информационная грамотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля – ТВ, радио, видео, кино, прессы, интернета. [4,75]
      Занятие журналистикой обеспечивает подросткам знание того, как: анализировать, критически осмысливать информацию, которую предлагает массмедиа. В учебном процессе ребята научаются определять источники качественной информации, отбирать необходимую достоверную информацию для создания собственных информационных продуктов.
     С целью формирования информационной грамотности школьников могут быть использованы разнообразные активные формы и методы обучения, когда ребята непосредственно принимают участие в создании какого-либо информационного продукта.
Применение на занятиях современных образовательных технологий, таких как интерактивное обучение, позволяет участникам занятия прикоснуться к социальному опыту – собственному и других людей, вступая в коммуникацию друг с другом, совместно решая поставленные задачи, преодолевая конфликты, находя точки соприкосновения, чем способствует формированию информационной культуры.
    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности с ориентацией на конкретные и прогнозируемые цели. Главное - это создание комфортных условий обучения, когда ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [5, с. 38]
   Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности учащихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, получении и передачи информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Работа в такой среде предполагает использование качественной информации.
       Результаты опроса школьников об источниках информации, упомянутого в начале статьи, выдвигают ещё одну задачу, требующую решения в рамках формирования информационной культуры подростков.  Прежде чем взять за основу обучения средства массовой информации, необходимо научить детей отбирать достоверные источники информации, чтобы учащиеся поняли, что слухи не могут выступать в качестве СМИ. Для того чтобы продемонстрировать несостоятельность слухов как источника информации, на занятиях пресс-клуба мы применяем одноимённое простое игровое упражнение «Сорока на хвосте принесла».
Участники игры делятся на две команды, потребители информации или зрители и журналисты. Обратить внимание необходимо на уровень подготовки учащихся. Чем сильнее группа, чем лучше память у ребят, тем больше детей должны войти в команду журналистов. Педагог, который теперь выступает в качестве ведущего, инструктирует каждую команду отдельно.
Команда журналистов покидает помещение и заходит в него по одному после приглашения ведущего. Каждого вошедшего зрители встречают и провожают аплодисментами.
     Задача зрителей внимательно следить за происходящим, не выражая эмоций. Важно объяснить зрителям, что любые подсказки, шутки, любая реакция на рассказ журналиста может повредить эксперименту. На подведении итогов зрители высказывают своё мнение о работе журналистов.
Задача журналиста получить информацию и передать её следующему, как запомнил. Нельзя делать пометок, записей, только слушать и запоминать. Передав информацию, занимает место среди зрителей.
     Для игры подбирается текст, в котором много интересной информации, разнообразных фактов, имён, иными словами всего, что с трудом запоминается на слух. Обычно при передаче информация значительно деформируется, поэтому, когда последний журналист передаёт информацию зрителям, он рассказывает историю, отдалённо напоминающую первоначальную.
     После выступления последнего из команды журналистов ведущий зачитывает первоисточник информации. Обычно реакция группы очень бурная. Ребята искренне веселятся, обсуждая игру. Педагог включается в беседу. С помощью вопросов выясняется,   что помешало передать информацию качественно, каковы могут быть последствия использования такой информации. Сейчас задача педагога подвести ребят к выводу о том, что журналисту (как, впрочем, и любому грамотному человеку) необходимо использовать только проверенные источники информации, тщательно фиксировать полученную информацию с помощью блокнота, диктофона или камеры.
      Описанное игровое упражнение включает в себя разнообразный спектр действий, способствующих раскрытию личности учащихся  и их самоорганизации. Не смотря на простоту и лёгкость подготовки, продемонстрированный метод позволяет в полной мере раскрыть значение достоверных источников информации, чем способствует формированию информационной культуры подростков.
 Список литературы
1.Психология развития [Текст] / Под ред. А. К. Болотовой,  О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
2.Информационная грамотность и медиаобразование для всех [Электронный ресурс]– Режим доступа:http://www.mediagram.ru/library/ http://www.mediaeducation.ru/ 
3.Гущина, Т. Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие [Текст] / Т.Н. Гущина. – М.: АРКТИ, 2007. – 120с.
4.Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов [Текст] / А.В. Федоров//Таганрог: Кучма.- 2004. 340 с.
5.Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (03.03.2015)
Просмотров: 2068 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ