Суббота, 27.04.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Лещик Татьяна Станиславовна Экологическое воспитание учащихся на занятиях творческого объединения естественно-научной направленности
Экологическое воспитание учащихся на занятиях творческого объединения естественно-научной направленности
Лещик Татьяна Станиславовна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Кедровский центр развития творчества
детей и юношества»
   Современное дополнительное образование участвует в подготовке новой формации людей, которые органично вливаются в социум. Поэтому одной из доминирующих задач учреждений дополнительного образования, является возможность дать проявить учащимся свои таланты и творческий потенциал. 
     Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях творческих объединений, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Таковыми становятся игры на занятиях творческого объединения естественнонаучной направленности и органично вписываются в экологическое воспитание учащихся.  
    Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале учащихся. Оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.
   Игра – один из самых любимых видов деятельности детей. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает учащегося в новые для него отношения.
   П
едагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.    Вследствие этого актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях дополнительного образования.  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.    Выделим следующие виды игр, которые наиболее часто используются педагогами дополнительного образования: Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают учащимся закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний учащихся.Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала (например, заочное путешествие в тайгу, заочная экскурсия по достопримечательным местам родного края и т. п.).Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Эта игра очень интересная, веселая, познавательная, состоящая из различных игровых ситуаций.    Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми». Поэтому, разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это «их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей» (по Д. Н. Кавтарадзе).    В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
      Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.
   Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обуславливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:
  • полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
  • общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения;
  • знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствует с отчужденностью от нее из-за разрастающейся урбанизации и губительных ее последствиях.
    Под экологическим воспитанием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.
   Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они не приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Цель экологического воспитания детей должна включать бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
   Экологическое воспитание - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.
  Конечная цель экологического воспитания - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.
   Современное экологическое воспитание реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.
   Экологическое воспитание несет в себе ряд функций:
Образовательная функция – формирование представлений о природе, человеке и обществе, ориентировка в естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях;
Развивающая функция – осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое личностное развитие школьника;
Воспитывающая функция – социализация ребенка, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир и правильного отношения к природе и результатам труда людей; формирование экологической культуры.
   На уровне экологического воспитания педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование у учащихся элементарных научных и эмоционально-образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде, приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.
   Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих задач:
  • воспитание экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т. д.) и отношений;
  • развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющейся в умении принимать грамотные решения в ситуациях выбора.
   Игровые технологии и в решении задач экологического воспитания остаются приоритетными, наиболее легко воспринимаемые учащимися.
Включение игровых технологий в работу с подростками, делает ее наиболее интересной, мотивированной, а, значит, более успешной.
В последние годы проявляется тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Выделяются следующие задачи для достижения этой цели:
  • формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
  • развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения;
  • формирование «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения.
  • получение знаний и навыков в области общей и практической экологии,
  • переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся,
  • становление целостной личности.
Исходя из вышесказанного, игровые занятия по экологии решают ряд важнейших задач:
  • они способствуют общему развитию учащихся;
  • приобщают учащихся к миру природы;
  • являются плодотворной формой обучения школьников жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы;
  • знакомят учащихся с широким спектром экологической деятельности;
  • являются профессиональной формой эколого-педагогического тренинга, а также эффективным способом формирования товарищества и дружбы между детьми.
При организации игровых занятий по экологии, педагог руководствуется следующими принципами:
  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип отсутствия принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
  • принцип поддержания игровой атмосферы;
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой дея­тельности (для учителя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей);
  • принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика этого перехода связана с постепенным углублением разнообразного содер­жания игровых заданий и правил — от игрового со­стояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе.
   Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм:
  • познавательные экологические занятия с элементами игры,
  •  ролевые игры,
  • Разработка и проведение экологических мероприятий (акций),
  •  праздники, КВН, брейн-ринги, конкурсы,
  • игры-путешествия,
  • викторины, игровые конкурсные программы,
  • инсценировки,
  • игры-практикумы,
  • экологические опыты,
  • эколого-психологические тренинги и многое другое.
   Проведение игровых занятий по экологии предполагает также последовательное осуществление следующих этапов:
  1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение цели, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
  2. Постановка проблемы.
  3. Работа с творческими микрогруппами — реализация программы коллективной мыслительной деятельно­сти; выражение индивидуальной позиции.
  4. Общее обсуждение, защита позиций каждой груп­пы.
  5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого участника, группы в целом. Педагог анализирует наблюдаемые занятия, опираясь при этом на модифицированную методику анализа данных игровых занятий.
  Содержанием игровых занятий выступают:
  • ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
  • умения детей взаимодействовать с природой;
  • знания о природе;
  • способы деятельности человека в природе;
  • способы охраны природы;
  • взаимодействие с объектами живой природы;
  • здоровьесберегающие технологии.
  В методической литературе существуют несколько вари­антов проведения игровых занятий по экологии:
Такие занятия можно представить как алгоритм творче­ского усилия педагога.
На первом этапе определяется содержание игрового за­нятия и формулируется в четком виде основная идея.
На втором этапе рассматриваются последовательно ва­риации реального событийного проявления данной идеи.
Третий этап предполагает создание такого явления, как психологическое заражение: эмоциональный накал.
На четвертом этапе обозначается название игры: оно должно быть легким, простым, запоминающимся.
На следующем этапе происходит распределение функ­ций в групповой деятельности, согласно с индивидуальными склонностями и интересами.
И, наконец, разрабатывается реквизит игры.
   Педагог разрабатывает игровые за­нятия по экологии и использует игру как средство воспита­ния, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.
   Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосред­ственно в природе или в помещении. Эти игры развивают наблю­дательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:
Игры-беседы (диалоги). Наиболее часто их применяют при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В основе игры-беседы лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, объектами живой природы, словесные поручения.
Игры-предположения (диспуты). Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».
Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности учащихся, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие.
Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, учащиеся больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
   ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
   Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
   Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.

   Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
   Это Экологическая тропа создается учащимися, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
   Таким образом, применение игровых технологий в системе экологического воспитания учащихся на занятиях творческого объединения естественнонаучной направленности позволяет сделать процесс обучения и воспитания более привлекательным для учащихся. Посредством игры учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
   В практике работы учреждений дополнительного образования находит многочисленные примеры воплощения идей экологического воспитания: разрабатываются комплекты программ, возрастает число школ с экологической направленностью, создаются экологические центры. В МБОУДО «Кедровский центр развития творчества детей и юношества» для любителей природы открыты несколько творческих объединений естественнонаучной направленности. Человек, который с детства привык заботиться о растениях и животных, переносит это чувство на свое отношение ко всему окружающему миру. На занятиях учащиеся не только познают основы экологии, но и занимаются научно-исследовательской работой. Многократные победы на городских и областных конкурсах - высокая оценка их деятельности. Бережное отношение к природе, окружающему миру прививается детям на занятиях объединения "Юные натуралисты". Более 70 "подопечных" - млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, моллюсков - находятся под пристальным вниманием и заботой ребят. Учащиеся этого объединения - неоднократные победители городских экологических акций и конкурсов.  При организации занятий используются как классические для педагогики методы и формы работы, так и нетрадиционные. Среди них посещение музеев, выставок,  экскурсии, видеозанятия, акции, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины. С учащимися регулярно организуются выездные мероприятия, наиболее запоминающимися из которых являются: экскурсии  в зоопарк г.Новосибирска, в музей-заповедник «Томская писаница», в музей археологии и этнографии при Кемеровском государственном университете, поездка в конно-спортивный клуб г.Кемерово. С целью непрерывного обучения и организации исследовательской работы учащихся, под руководством опытных педагогов создана и функционирует летняя экологическая школа при центре творчества. При организации исследовательской работы с учащимися, обращаемся за помощью к преподавателям ВУЗов г.Кемерово. Использование современных практических и творческих форм, методов, средств обучения позволяет сделать занятия увлекательными, разнообразными, интересными, что обеспечивает стабильность посещения объединения детьми и сохранность постоянного состава. Постоянно пополняется учебно-методический комплекс кабинета, который активно используется на занятиях. Однако недостаток методической базы существенно влияет на процесс формирования мировоззренческих позиций учащихся. Часть учащихся, включенный в поток информации об очагах экологических бедствий, источниках загрязнения, о новых технологиях проявляют интерес к исследовательской деятельности, пытаются проводить работу по положительному преобразованию окружающей среды. Многие ребята, интересующиеся экологией и биологией не готовы и не всегда хотят заниматься научной деятельностью в классическом ее понимании.
     Игровые технологии обучения могут быть использованы в учебном процессе при изучении природных объектов, явлений и экосистем. Полезным и интересным оказался опыт создания игровых проектов с целью изучения закономерностей поведения животных кабинета живой природы. Учащимися под руководством педагога были спроектированы и сделаны из доступных подручных материалов лабиринты, в которых мелкие грызуны, такие как хомяки, мыши-песчанки, могут свободно передвигаться. Помещая в такие лабиринты зверьков, учащиеся осуществляют наблюдение за особенностями их поведения. В результате проведения такой опытно-экспериментальной деятельности учащиеся сделали вывод о том, что наибольший интерес к лабиринтам проявляют мыши-песчанки, что обусловлено особенностями их естественной среды обитания, где мыши-песчанки строят похожие на лабиринты норы со множеством входов и выходов, всевозможных кладовых. В результате реализации игровых исследовательских проектов успешно реализуется принцип активности учащихся, который в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Это достигается потому, что в отличии от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает.    Таким образом, отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задачи формирования экологической культуры личности требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и средств обучения и воспитания.  Кроме того, игровая деятельность приводит к росту возможностей учащегося, развивает его способности и формирует интересы в области экологии.


 
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (13.05.2020)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ