Среда, 24.04.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Неделя экологических знаний

Методическая разработка "Неделя экологических знаний".

Автор:  ДувановаИрина Викторовна,педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦРТДЮ "Светлячок" 

ВВЕДЕНИЕ

       Экологическое воспитание школьников – постоянно развивающийся педагогический процесс, обусловленный требованиями современного общества. Привлекая обучающихся к изучению экологии, мы способствуем не только воспитанию бережного отношения к природе, но и развитию познавательной активности детей, формированию патриотических чувств.

      Одной из форм организации просветительской деятельности в области экологического воспитания, позволяющих включить обучающихся в активную деятельность с целью формирования целостной картины мира, является предметная неделя экологии. Это возможность экологического просвещения обучающихся через ряд продуманных мероприятий, способствующих углублению и расширению знаний о биологических законах, взаимосвязи всего живого и неживого в природе. Ведь экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным становлением личности ребёнка, с воспитанием доброты и ответственного отношения к окружающему нас.

         Данная методическая разработка содержит материал для проведения различных мероприятий, объединенных экологической тематикой, адресованных детям и подросткам в возрасте от 7 до 15 лет. Участие обучающихся в Неделе экологических знаний способствует формированию познавательного интереса к предметам биологического цикла и расширению знаний учащихся об удивительном мире природы.

          Основная цель разработки - воспитание экологической грамотности обучающихся в ходе их участия в мероприятиях Недели экологических знаний. В разработке освещается опыт работы педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок» по организации и проведению недели экологии для обучающихся сменного состава.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

         Предметная неделя – это активная форма организации учебной деятельности школьников. Предметная неделя способствует стимулированию познавательных и мыслительных процессов обучающихся, выявляет их интерес к предмету, дает возможность проявить себя, а педагогу - реализовать свой творческий потенциал, развить интерес детей к предмету, что способствует улучшению взаимоотношений, а, следовательно, и качеству образовательного результата.

            Принципы отбора содержания предметной недели:

-целостность, законченность (предметная неделя должна иметь идею, девиз, начало и конец);

-неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, центральное мероприятие);

-обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;

-доступность содержания;

-соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся, имеющимся у них знаниям по предметам естественно-научного цикла.

-обязательность итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели;

-занимательность содержания (Информация должна быть представлена в такой форме, чтобы вызывать интерес обучающихся к проблеме, активизировать их познавательную деятельность);

-открытое фиксирование итогов каждого мероприятия недели; -обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

           Предметная неделя проводится согласно плана учебно-воспитательной работы учреждения, является ежегодным комплексным мероприятием, сочетающим в себе разные формы индивидуальной, групповой, массовой внеурочной работы. В ходе мероприятия охватываются дети в возрасте от 7 до 15 лет как постоянного, так и сменного состава.

В рамках предметной недели проводятся:  

1. Круглый стол «Воздействие человека на окружающую среду»: обращение внимания обучающихся к проблемам экологии о важности и необходимости природоохранных мероприятий, их личном участии в этом деле.круглый стол

2.Акция «Сохраним красоту первоцветов»: расширение кругозора обучающихся о редких и исчезающих раннецветущих растениях Кемеровской области.

3. Экологическая викторина «Тропа загадок»: обобщение, закрепление и углубление экологических знаний обучающихся по экологии и биологии.

4. Игра-викторина «Встреча пернатых друзей»: ознакомление с историей возникновения международного праздника День птиц.

5.Трудовой десант «Чистый двор-чистая улица-чистый район»: вовлечение граждан всех возрастов для добровольного участия в весенних социально – экологических действиях.

6. Экскурсия в музей археологии и этнографии Кемеровского государственного университета  «Природа родного края»: воспитание бережного отношения к исторически и заповедным местам родного края.

    В фойе центра творчества размещается стенд, где находится красочно оформленная информация, включающая: -объявление о проведении предметной недели экологии;

-план предметной недели;

-перечень форм поощрения победителей и участников предметной недели.

    Проведению недели предшествует подготовительный период, когда проходит знакомство с планом недели, видами поощрения, определяются помощники (из числа обучающихся творческих объединений) для проведения и проверки заданий викторин, участники мероприятий.

     В течение предметной недели педагоги дополнительного образования творческих объединений эколого-биологической направленности

- ведут ежедневный учет участия детей в мероприятиях,

-отмечают на стендах результаты участия в мероприятиях,

-подводят итоги, награждают наиболее активных участников,

- проводят круглый стол для педагогов общеобразовательных школ, принявших участие в мероприятии,

-отчитываются о результатах недели перед администрацией центра творчества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Игра-викторина «Тропа загадок»

Цель: Обобщение и пополнение экологических знаний обучающихся по экологии и биологии.

Задачи: Мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.

Структура игры – викторины:

1. Организационный момент (5мин)

2. Вступление (5мин)

3. Игровая программа (20 мин)

4. Подведение итогов, награждение победителей и участников викторины (10мин)

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы, карточки с изображением следов животных и цветов, кроссворды, карточки-задания «Соедини слова», таблицы «Живая буква», вымпелы, 5 маршрутных листов, названия станций (5), 5 листов бумаги разного цвета (разрезать на 5 частей), 5 листов белой бумаги. Рекомендации к проведению игры Экологическая игра-викторина «Тропа загадок» проводится для школьников младшего и среднего звена в рамках акции «Сохраним землю для потомков».

    Составляется общий план игры, куда целесообразно включить ряд вопросов:

1. Создание оргкомитета из состава педагогов эколого-биологической направленности.

2. Создание команд – участников игры.

3. Создание судейской комиссии, оценивающей ответы команд на этапах.

4. Подготовка призов и наград за участие в конкурсах.

5. Подготовка вопросов и заданий на этапах.

6. Оформление зала.

    Игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной. Нельзя оставлять без поощрения никого из участников игры, необходимо отметить вклад каждого в ее проведении. В игре-викторине принимают участие команды в составе пяти человек. Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателями. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-викторине.

  Игра проводится в актовом (музыкальном) зале, который украшен плакатами, приветствующими участников, газетами и рисунками от каждой команды. В течение мероприятия звучит музыка природы : голоса птиц, шум прибоя и т.д. Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними. Торжественное открытие игры на сцене проводит ведущий педагог. Он определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурсов. Логическое построение базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе, на занятиях творческих объединений эколого-биологической направленности.

Ход игры:

 Вступительная часть 

Ведущий. Посмотрите вокруг – какой прекрасный удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все – пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.

Станции: 1. «Соедини слова» 2. «Живая буква» 3. «Разгадай кроссворд» 4. «Чей это след» 5. «Назови первоцветы»

Основная часть

Проводится игра-викторина среди команд. Ведущий объясняет правила игры, название и расположение станций. Команды получают маршрутные листы с названиями станций и отправляются по «Тропе загадок». На каждой станции команды набирают баллы за выполнение заданий. Заключительная часть Жюри подводит итоги игры-викторины, награждает победителей и отмечает участие каждой команды. В заключении объявляется конкурс рисунков и плакатов на экологическую тему, итоги которого будут подведены в конце недели экологии.

Викторина «Встречаем пернатых друзей»

Цель: Ознакомление с историей возникновения международного праздника День птиц.

Задачи: систематизировать знания о жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека. Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность. Воспитывать внимательное отношение к природе, способствовать сплочению коллектива.

Структура игры-викторины:

1. Орг.момент (2мин)

2. Вступление (2мин)

3. Викторина (30мин)

4. Подведение итогов, награждение победителей викторины (10мин)

5.Выход участников викторины на территорию для развешивания скворечников.

Ход игры

Вступительная часть: Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания). Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах. Затем он пришел в Россию. В мае 1924 года юннатам центральной биостанции юных натуралистов под Москвой было развешено несколько десятков дуплянок. А через год ребята провели первый официальный в стране День птиц. В 1927 году День птиц праздновала вся Москва, а в последующие годы – вся страна. Возрождением Дня птиц, как яркого неформального мероприятия сегодня мы обязаны Союзу охраны птиц России – благотворительной некоммерческой организации, созданной в 1993 году. Хочется надеяться, что День птиц будет всегда веселым праздником.

Основная часть

В викторине принимают участие 2 и более команд. Перед началом игры ведущий объясняет правила игры и разыгрывает право первого хода. Его получает та команда, которая даст первый правильный ответ на загадку.

20 вопросов викторины

1. Что означает слово «археоптерикс»? (древнее крыло)

2. Каких птиц называют альбиносами? (птиц, не имеющих пигмент)

3. Сколько всего видов птиц на Земле? (8500)

4. Что означает «пеликан» с греческого? ( мешок)

5. Какая птица кричит спать пора? (перепел)

6. Назовите 5 певчих птиц? ( соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд)

7. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла 15см)

8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (иволга)

9. Птица с абсолютно черным оперением? (ворон)

10. Птицы, размножающиеся зимой? (клест)

11. Самые быстрые птицы? (соколы 300 км /час, стрижи- 170 км час)

12. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

 13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах)

14. Как различить старого и молодого грача по их клювам? (у молодых клюв черный, у старых грязно-белый)

15. Какие птицы живут у нас только зимой? (чечетки, свиристели)

16. Какая лесная птица резко меняет весной цвет своего оперения? (белая куропатка)

17. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо с крышей, а воронье плоское)

18. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (сорока)

19. Какую пользу приносят синицы? (поедают жуков и личинок)

20. Каких птиц больше всего на свете? (домашних кур и воробьев)

Блиц-турнир «Продолжи фразу»

Командам предлагается незаконченная фраза. Фразы одинаковы для всех команд. Каждая из команд дает свой вариант ответа.

- в середине июня, начале июля птичий гомон в лесах становится тише, потому-что…… ( в начале июня и июля птицы выкармливают птенцов).

-у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми, а у некоторых опушенными и могут сразу бегать. Потому-что ……( голые- называются птенцовыми, опушенные -выводковыми) -узкий длинный клюв помогает птице ……. ( добывать насекомых из трещин, щелей)

- водоплавающие птицы смазывают перья жиром для того , чтобы……(чтобы не намокнуть). Каждая команда получает жетон за правильный ответ.

Заключительная часть

Жюри подводит итоги игры-викторины, награждает победителей. В заключении участники игры развешивают скворечники на территории ОУ.

Загадка для розыгрыша первенства: Спереди - шильце, Сзади – вильце, Сверху – синее суконце, Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предметная неделя экологии проводится ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках их методической работы и для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Спектр предложенных в разработке мероприятий может быть изменён в зависимости от особенностей образовательного учреждения, которое организует Неделю экологических знаний.

     В рамках предметной недели могут быть проведены конкурсы рисунков, плакатов; нетрадиционные занятия, игры, викторины, трудовые десанты и др. Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией.  

    Настоящий опыт может быть полезен организаторам внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях, педагогам дополнительного образования творческих объединений эколого-биологической направленности, рассчитано на творческое использование.

ЛИТЕРАТУРА

1.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера,2005.

2.Сост. Н.А Касаткина. Внеклассная работа по биологии 3-8 классы: – Волгоград : Учитель, 2004.

3.Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2003.

4.авт-сост.Г.А. Фадеева. Международные экологические акции в школе. 7-9классы ( Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) – Волгоград: Учитель, 2006.

5.Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.М.Вавилина. - Волгоград: Учитель, 2008.


Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (06.04.2012)
Просмотров: 18967 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ