Суббота, 18.05.2024, 13:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

О.М. Морозова, методист "Технология стимулирования социальной активности подростков средствами дополнительного образования"

Технология стимулирования социальной активности подростков средствами дополнительного образования

                                   О.М.Морозова, методист МБОУ ДОД "ЦРТДЮ "Светлячок"

 

На современном этапе общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования  у подростков активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда. Молодым людям, вступающим в жизнь сегодня, необходимо обладать такими качествами, как независимость мышления, умение объективно оценивать свои возможности, умение проектировать выход из сложных жизненных ситуаций. Иными словами, по окончании школы мы хотим видеть социально активную, способную к саморазвитию личность. Эти задачи помогают решать учреждения дополнительного образования детей, в том числе и МБОУ ДОД «Центр творчества детей и юношества «Светлячок». Одним из перспективных творческих объединений ЦРТДЮ «Светлячок» является пресс–клуб «Облачко», где обучаются подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Занятие журналистикой развивает у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует активную и независимую жизненную позицию, коммуникативные навыки.  Особо значимой по-прежнему остается проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, их активного развития, формирования потребности и умения включаться в активную трудовую деятельность. В рамках воспитательно-образовательного процесса для обучающихся творческого объединения проводятся мастер-классы профессиональных журналистов, направленные на повышение мастерства юных журналистов, обучающие семинары, обращенные к актуальным проблемам современности. Уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни. Юнкоры принимают участие в профильных сменах юных журналистов и фестивалях детско-юношеской прессы, как одной из форм активизации познавательной деятельности и творческой и социальной активности обучающихся.  

Особое внимание на занятиях пресс-клуба уделяется коммуникативным тренингам. Ведь умение общаться – это хлеб журналиста. Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности и имеет значение в формировании личности. Оно предполагает включение личности в активное общение. Тем более что для юнкора общение – это не просто развлечение. Общение – это, прежде всего, активный обмен деятельностью, процесс получения или передачи информации. Специально организованное межличностное взаимодействие подростков позволяет стимулировать их общественно значимую активность, дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества.

Целенаправленное воздействие позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества. Применение разнообразных форм межличностного общения в ходе воспитательно-образовательного процесса требует от педагога чётко представлять цель и результаты деятельности.

В работе педагогами применяется технология стимулирования социальной активности подростков, в основу которой положена проектная деятельность подростков. Реализация этой технологии возможна лишь при соблюдении следующих принципов:

а)добровольности и свободы выбора форм досуга, сознательного и последовательного включения подростков в социальное творчество с учетом уровня развития их социальной активности;

б)индивидуализации культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей соответствие ее содержания интересам и способностям подростков;

в)самоорганизации, способствующей включению подростков в субъект-субъектные отношения в процессе осуществления культурно-досуговой деятельности;

г) интеграции подростка в культурно-досуговую среду, которая позволит оказывать на него целенаправленное педагогическое воздействие; стимулировать к проявлению инициативы; обеспечивать общественное признание результатов деятельности, кооперации подростков с различными группами сверстников на основе единства интересов и духовной общности в целях референтации на высокие жизненные ценности средствами социально значимой культурно-досуговой деятельности.

Деятельность в рамках этой технологии осуществляется в несколько этапов. На первом этапе важно сформировать у подростковой аудитории с низким уровнем социальной активности положительного отношения к общественно значимой деятельности. Необходимо обратить внимание на стимулирование интереса подростков к участию в социальном творчестве, развитие осознанного положительного эмоционального отношения к поиску и решению социальных проблем, формирование позитивных установок на участие в социально значимой деятельности. Сейчас уместны те формы работы, которые позволят аккумулировать идею будущего проекта, акции: «Мозговой штурм», «Дискуссионный клуб», «Тематический день», «Презентация знания», «Коммуникативный тренинг», «кино не для всех», «Рассказ себе о себе» и др.

На следующем этапе мы вовлекаем подростков с репродуктивным уровнем развития социальной активности в культурно-досуговую, интеллектуально насыщенную по содержанию и эмоционально привлекательную по форме деятельность, общение со сверстниками. Им предлагается подключиться к работе той микрогруппы, которая их наиболее привлекает. Такая свобода выбора положительно влияет на формирование у подростков умений и навыков самостоятельного планирования деятельности, творческую самореализацию подростка. Например: силами подростковой группы спланирована и проведена поисковая краеведческая акция «В глубинах истории» по изучению и подготовке публикаций об истории жилого района Кедровка. Целью акции «В глубинах истории» было ознакомление с историей родного поселка, знаменитыми земляками, достижениями кедровчан. Ребятам было предложено выбрать «белое пятно» в их знаниях о своей малой родине и самостоятельно найти ответ на свой вопрос. Роль педагога заключалась в том, чтобы помочь юным журналистам в установлении контактов с компетентными собеседниками, которые могли бы максимально точно восстановить исторические факты. В ходе акции юнкоры пользовались материалами, накопленными музеями образовательных учреждений жилого района, музеем трудовой славы разреза «Кедровский», библиотекой ДК «Содружество». Для подготовки одного из очерков обратились к данным архива г.Кемерово.  Для ребят организовывались встречи со старожилами поселка, ветеранами войны и труда, работниками территориального управления ж.р.Кедровка, кедровским поэтическим клубом.  

На последнем этапе важно помочь подросткам с репродуктивно-творческим уровнем развития социальной активности представить результаты своей деятельности. Так по результатам поисковой акции «В глубинах истории» к юбилею поселка была подготовлена серия статей, опубликованных в местной газете «Районные вести», областной детской газете «Свежий ветер». Следует заметить, что некоторые из подготовленных материалов,  например, «Кедровских окон свет», авторы Тебенькова М. и Клепцова А., «Чтобы помнили», автор Уткина И., заняли призовые места на конкурсе журналистских материалов о Кемерове и кемеровчанах «Золотое пёрышко».

Таким образом, технология стимулирования социальной активности подростков предполагает включение их в продуктивно-творческую деятельность, способствующую совершенствованию процесса самореализации и общения подростков. Причём особое внимание следует уделить демонстрации результатов деятельности, что способствует формированию адекватной самооценки подростка, осознанию значимости своей деятельности для общества.

Литература

1.      Буйлова, Л. Н.  Дополнительное образование: нормативные документы и материалы [Текст] / Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова.– М.: Просвещение, 2008. -317 с.

2.      Гущина, Т. Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие [Текст] / Т.Н. Гущина. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.

3.      Концепция личности А. Н. Леонтьева [Электронный ресурс]: Статьи по психологии /  http://www.psyarticles.ru. Дата обращения: 11.03.2012.

4.      Психология развития [Текст] / Под ред. А. К. Болотовой,  О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.

 

Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (29.07.2013)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ