Опыт
реализации предпрофильной подготовки в процессе занятий творческого объединения
юных журналистов
О. М.
Морозова
Педагог
дополнительного образования , методист МОУ ДОД «Центр развития творчества детей
и юношества «Светлячок» г.Кемерово ж.р. Кедровка
Реализация идеи профильности
обучения старшеклассников в современной школе ставит будущих выпускников перед
ответственным выбором – необходимостью самоопределиться в отношении
профилирующего направления собственной деятельности. Учреждения дополнительного
образования детей могут значительно облегчить процесс выбора профессии
старшеклассниками и успешно реализовывать предпрофильную и профильную
подготовку будущих абитуриентов. В центре развития творчества детей и юношества
«Светлячок» работа по предпрофильной и профильной подготовке старшеклассников
осуществляется на базе творческих объединений социально-педагогической и
эколого-биологической направленности. Перед педагогами стоит задача развития у
обучающихся стойкой и осознанной мотивации к профессии, обеспечения
конкурентоспособности воспитанников при поступлении в учебные заведения.
Работа творческого объединения
«Пресс-клуб «Облачко» направлена на организацию условий для оптимальной
социальной и творческой самореализации подростков через занятия журналистикой.
Занятие журналистикой развивает у школьников нестандартное мышление,
способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует активную и
независимую жизненную позицию, развивает коммуникативные навыки. Пресс-клуб
юных журналистов является одной из форм предпрофильной подготовки школьников.
Особо значимой по-прежнему остается проблема приобретения обучающимися
адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных
возможностях, их активного развития, формирования потребности и умения
включаться в активную трудовую деятельность.
Пресс-клуб предлагает подросткам два вида занятий
- теоретические занятия, на
которых изучаются цели, задачи, предмет журналистики, виды жанров, основы
редактирования, правила создания газеты, телевизионной передачи. В качестве
домашнего задания предлагается определить жанровую принадлежность материалов в
СМИ, проанализировать текст, выделить лидирующий абзац, подготовить закадровый
текст и др.
- практические занятия
предполагают работу по выпуску газеты центра творчества. Обучающиеся занимаются
подготовкой материалов для публикаций в газете, встречаются с героями своих
репортажей, берут интервью, проводят экспресс-опросы. Обучающиеся «Пресс-клуба
«Облачко» проводят занятия на основании договора о сотрудничестве на базе
детской областной газеты «Свежий ветер», публикуют свои материалы в газетах
«Кемерово», «Свежий ветер», «Кедровский вестник», «Районные вести», в
корпоративной газете УК «Кузбассразрезуголь» - «Открытые горизонты». Данный вид
деятельности является профессиональной пробой и способствует профориентации
подростков. В ходе занятий осуществляется развитие специализированных
журналистских навыков, экскурсии в редакции газет, на телевидение, радио,
встречи с профессиональными журналистами, туристические походы, экскурсии на
предприятия города, музеи, участие в фестивалях, конкурсах и выездных
журналистских семинарах городского и областного масштабов.
С целью знакомства с разнообразием мира
СМИ организуются экскурсии, в ходе которых обучающиеся знакомятся с работой
редакций, издательств, процессом подготовки номеров газеты к печати, с тем, как
происходит сбор информации, с работой
радио и телестудии, радио и тележурналистов. В рамках воспитательно-образовательного
процесса проводятся мастер-классы профессиональных журналистов, направленные на
повышение мастерства юных журналистов, обучающие семинары, обращенные к
актуальным проблемам современности.
В процессе творческой деятельности
юнкоров выделяются отдельные обучающиеся, которые отличаются креативностью
мышления, явными способностями к журналистике и нацелены на получение профессии
журналиста. Для данной категории детей реализуются индивидуальные
образовательные программы, адресованные конкретному обучающемуся. С целью
развития специализированных навыков традиционными являются летние профильные
смены юных журналистов. Работа пресс-клуба по предпрофильной и профильной
подготовке старшеклассников имеет положительные результаты. В период с 2005 по
2008 годы на факультет журналистики и смежные факультеты (филологический, связь
с общественностью) КемГУ, Томского, Новосибирского, Челябинского
государственных университетов поступили 16 человек. Бывшие воспитанники
«Пресс-клуба «Облачко», окончив профильные факультеты, работают по
специальности, например, Скоредин Виталий - ведущий и журналист ГТРК «Кузбасс», Обелюнас Нина – ведущая и
журналист радио «Кузбасс».
Для успешного вхождения в
мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели работа пресс-клуба «Облачко»
даёт старшекласснику дополнительные ориентиры при выборе будущей профессии,
позволяет (в случае осознанного выбора
профессии журналиста) подготовить портфолио, необходимый для поступления в ВУЗ,
способствует улучшению коммуникационных и адаптационных возможностей школьников.
Литература
1.
Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути
развития. [Текст]/ Л.К. Артемова//Школьные технологии.-2003.№4
2.
Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию
в предпрофильной подготовке. [Текст]/ С.П.Гуляева//Новокузнецк: издательство
МОУ ДПО ИПК.-2005.-С.73
3.
Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования
детей для реализации профильного образования. [Текст]/ Н.В.Добрецова //
СПб.:КАРО.-2005.-С.160
4.
Илюшин Л.С. Социализация школьников в современной
системе дополнительного образования. [Текст]/ Л.С.Илюшин // СПб.-2003.-С.120
|