Понедельник, 29.04.2024, 02:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Развитие социальной активности детей на примере творческого объединения "Бистеп" А.А.Бушуева, педагог ДО
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «BE STEP»
Алёна Александровна Бушуева,
педагог дополнительного образования МБОУДО«Кедровский ЦРТДЮ»
           Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии.
          Целенаправленное воздействие позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества. Потребность и умение с юных лет проявлять социально значимую активность не смогут оставить человека безучастным к проблемам общества, к необходимости помогать ближнему и в более зрелом возрасте.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе.
         Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка  часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только  к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
       Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем  зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, что бы завоевать внимание ровесников:
- общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.
- антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями.
      Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. А тенденция к саморазвитию, самоусовершенствованию является основной темой жизни человека.
          Одним способом интеграции человека в социум выступает искусство. Для общего и художественно-эстетического развития подростка, а также для решения проблем психолого-педагогического характера. Подросток может выступить во всех ролях: как драматург, актер, критик своей судьбы, что позволяет ему скорректировать трудности сегодняшнего дня и простроить временную перспективу своего будущего.
В пространстве референтной среды сверстников, актуализируются процессы самопознания и самопереживания и формируется личностный опыт позитивного ценностного отношения к себе в своей соотнесенности с миром.
Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм. К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Творческое объединение «Be Step» ведет набор ребят, которым уже исполнилось 12 лет.
          Обучаясь по утвержденной программе, подростки достигают определенного уровня развития своих творческих способностей. В этом возрасте очень сильна мотивация самовыражения.
         Для самореализации и объективной оценки своего творчества они участвуют в конкурсах и концертах. Ведь для них очень важно знать, что их творчество вызывает позитивные эмоции у зрителя, и понимание того, что их способности не остаются в тени, а выносятся на сцену, помогает им самореализовываться в коллективе или за его пределами.
     Обучаясь пластике, умению держать осанку, владению собственным телом они совершенствуют свои творческие способности. Для самореализации и объективной оценки своего творчества они участвуют в конкурсах и концертах. Ведь для них очень важно знать, что их творчество вызывает позитивные эмоции у зрителя, и понимание того, что их способности не остаются в тени, а выносятся на сцену, помогает им самореализовываться в коллективе или за его пределами.
В начале работы особое внимание уделяется формированию у подростковой аудитории с низким уровнем социальной активности положительного отношения к общественно значимой деятельности. Для этого решались задачи стимулирования интереса подростков к участию в социальном творчестве, развития осознанного положительного эмоционального отношения к поиску и решению социальных проблем, формирования позитивных установок на участие в социально значимой деятельности. На данном этапе использовались такие формы работы, как «спецкурс», «дискуссионный клуб», «тематический день», «тематическое занятие», «тренинг для педагогов», «кино не для всех» и др.
        Далее осуществляется вовлечение подростков с репродуктивным уровнем развития социальной активности в культурно-досуговую деятельность посредством:  формирования у подростков умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга; вовлечения подростков в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками; использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития; придания культурно-досуговой деятельности подростков социально значимого характера, реализовали социально значимый проект «Вырази себя».
Также силами подростковой группы была осуществлена постановка спектакля, поднимающего острые проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. При участии подростков был проведен молодежный летний лагерь по обмену опытом социально значимой деятельности.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе.   
    Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка  часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только  к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
     Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем  зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, что бы завоевать внимание ровесников:
- общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это - антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями.
     Для того чтобы учащиеся могли почувствовать себя в разных социальных ролях  в условиях закрытого пространства, где на подростков не оказывают влияние ни родители, ни социальные сети и прочие средства массовой информации и коммуникации, учащиеся творческого объединения «Be Step» приняли участие в работе выездной городской школы актива – на две недели в загородный детский лагерь «Спутник».
    Не смотря на то, что профилем объединения является хореография, ребята успешно постигали новые роли изо дня в день.  Подростки писали сценарии выступлений, ставили театральные зарисовки, снимали социальные ролики, давали мастер-классы из мира своих увлечений, участвовали во всех общественно значимых мероприятиях и акциях, которые были предусмотрены программой лидерской смены.
    Ребята выступали в роли педагога, придумывали и мастерили костюмы для выступлений, фотографировали и вели «Дневник городской школы актива» - где пробовали себя журналистами и фотографами. Благодаря команде смена получилась очень насыщенная, а результатом стала россыпь грамот с разными призовыми местами в разнообразных видах деятельности от вокала и танца до спорта и фотографии.
    По инициативе учащихся объединения «Be Step» в преддверии новогодних каникул была организована благотворительная ёлка для трудных подростков. Ребята сами выступили в роли организаторов – писали сценарий, распределяли роли, подготавливали игровую программу, подбирали музыкальное сопровождение, оформляли место проведения и даже администрировали мероприятие.
     Ребятам настолько понравилось то, что помимо своей основной деятельности – хореографии, они могут пробовать себя и в других социальных ролях, что сейчас они помогают педагогу в подборе репертуара, предлагают свои идеи для костюмов, образов и музыки.
Интересным и полезным в плане формирования социальной активности подростков оказался опыт участия подростков в игровых программах в качестве аниматоров для неорганизованных в период летних каникул детей микрорайона.
Нужно помогать ребенку пробовать себя в разных ролях, это впоследствии поможет ему чувствовать себя увереннее в социуме, он будет чувствовать себя социально значимым в окружающем мире, будет стремится к новым горизонтам, воспитывать в себе разностороннего человека, а может и быстрее определится с профессией на всю свою оставшуюся жизнь.
     Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. А тенденция к саморазвитию, самоусовершенствованию является основной темой жизни человека.Одним способом интеграции человека в социум выступает искусство.
Для общего и художественно-эстетического развития подростка, а также для решения проблем психолого-педагогического характера. Подросток может выступить во всех ролях: как драматург, актер, критик своей судьбы, что позволяет ему скорректировать трудности сегодняшнего дня и простроить временную перспективу своего будущего.
     В пространстве референтной среды сверстников, актуализируются процессы самопознания и самопереживания и формируется личностный опыт позитивного ценностного отношения к себе в своей соотнесенности с миром.
 Список литературы:
1.Андреева Ю.В фокусе – молодежный активизм // Поколения.net: Хроники событий. - Ульяновск, Издательский центр Ульяновского государственного университета, 2007 г.
2.Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г. Николаев; научн. ред. к.пед.н. М.Е. Кульпединова. - М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. - 92 с.
3.Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. - М.: РЕГЛАНТ, 2003. - 214 с.
4.Фришман И.И., Методические рекомендации организаторам детского движения - Москва, 2007 г.
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (03.03.2015)
Просмотров: 888 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ