Суббота, 18.05.2024, 14:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Развитие социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности
       Развитие социальной активности подростков становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая  усилий для преобразования окружающей действительности.
    Это происходит потому, что с одной стороны, в соответствии со своими возрастными особенностями, подростки стремятся быть значимыми,  самовыразиться, выделиться, привлечь к себе внимание через общение, общественно-полезную деятельность, а с другой стороны, они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека, так как не обладают достаточным количеством жизненного опыта, и не владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам,  боятся выделяться из общей массы. Возникшее противоречие показывает необходимость поиска способов и средств целенаправленной подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду.        
       Актуальность данной проблемы подтверждает и проведенное совместно  с сотрудниками Кемеровского государственного университета культуры и искусств исследование выявления уровня социальной активности подростков, обучающихся в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок». В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в центре творчества в возрасте от 10 до 15 лет. При опросе использовались следующие методики: тест коммуникативных умений, шкала социальной компетентности, шкала социально-психологической приспособленности. В ходе исследования установлено: - у 11,9% опрошенных подростков не выявлено стремление к лидерству; - 57,4% обладают зависимым поведением в общении; - 27,3% опрошенных в соответствии с возрастным нормативом не владеют такими навыками как самостоятельность, организованность, выполнение своих обязанностей; - у 21,2% опрошенных уровень социальной компетентности не соответствует возрастному нормативу; - в общей сложности 69,5% опрошенных испытывают трудности социально-психологического характера. Таким образом, результаты обработки материалов по всем методикам показали, что актуальным является работа с подростками по развитию самостоятельности, уверенности в себе, общения, активности, что и отражает в себе социальная активность. На основании итогов исследования, на педагогическом совете учреждения, прошедшем в мае 2012 года, было принято решение определить, «Развитие  социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС» темой методической работы на период 2012-2014гг, и ходатайствовать об открытии на базе учреждения городской опорной методической площадки, которая была открыта в октябре 2012 года.         Целью площадки  является определение и апробация эффективных способов и средств развития социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС. В течении 2012-2013 учебного года по  данному направлению проведен большой объем работы:
1. Исследованы теоретические подходы к содержанию и проблемам развития социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Экспериментально проверяются наиболее эффективные способы и средства развития социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности, возможные на базе ЦРТДЮ «Светлячок»;
3. Разработано научно-методическое сопровождение по развитию социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования (подобран диагностический материал, определены и описаны наиболее эффективные педагогические технологии, пересмотрены программы дополнительного образования детей, разработан программно-методический комплекс «Развитие социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС»);
4. Обобщен опыт работы  ЦРТДЮ «Светлячок» по развитию социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей;
5. Идет распространение опыта работы ЦРТДЮ «Светлячок» по развитию социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей.
     К настоящему времени материалы работы городской опорной методической площадки представлялись на: - областном семинаре «Пути и средства повышения результативности инновационной, экспериментальной деятельности образовательных учреждений» (тема представленного материала «Подготовка педагогов дополнительного образования к инновационной, экспериментальной деятельности средствами методической службы учреждения дополнительного образования детей» Бондаренко С.В.); - «Кузбасском образовательном форуме – 2013» в рамках экспозиции муниципальной системы образования г.Кемерово был представлен программно-методический комплекс «Развитие социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС». В рамках форума, материал был представлен на конкурс «Лучший экспонат», по итогам которого занял 2-е место;
- Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» опубликовано три материала («Использование потенциала учреждения дополнительного образования детей в развитии социальной активности подростков» Стасюк Л.В., «Способы адаптации современных старшеклассников, имеющих проблемы в общении со сверстниками» Морозова О.М., «Развитие социальной активности подростков в процессе художественно-творческой деятельности» Булатова Т.М.). Во время работы секций конференции Булатова Т.М. и Морозова О.М. дополнительно выступили с одноименными докладами;
- районном открытом педагогическом совете «Опыт работы по развитию социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей»; - городском семинаре-практикуме «Результаты освоения социальных ролей обучающимися общекультурной направленности»;
- Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию дополнительного образования детей «Традиции и инновации в системе дополнительного образования детей».
     Для отслеживания результатов работы в рамках городской опорной методической площадки определены направления мониторинга: - интегративное
- обеспечивает комплексную характеристику системы эффективных способов и средств формирования социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве МБОУ ДОД  «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок»;
- учебное – способствует овладению способами определения и учета возрастных особенностей подростков в формировании социальной активности в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей, знакомству с передовым педагогическим опытом работы учреждений дополнительного образования по развитию социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей;
- экспериментальное – обеспечивает поиск, разработку диагностических материалов и их апробацию в констатирующем эксперименте, на основе анализа результатов которого разрабатывается и внедряется система эффективных способов и средств развития социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей;
- экспертное – характеризует особенности экспертизы программно- методического материала, форм, средств, используемых в экспериментальной работе;
- информационно-методическое – позволяет оперативно освещать ход реализации задач эксперимента, разрабатывать методическую продукцию.
   В ходе мониторинга  отслеживается:  
- использование ресурсов (соответствие затраченных ресурсов плану);
- процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику их проведения; соблюдение форм, методов, приемов);
- результативность (в какой мере удается достигать поставленных целей и задач).
         По результатам мониторинга в программу городской опорной методической площадки, при необходимости, вносятся изменения и дополнения, что способствует повышению качества работы. Оценка влияния реализации мероприятий программы городской опорной методической площадки проводится по следующим целевым индикаторам эффективности ее реализации:
- число обучающихся, охваченных мероприятиями программы;
- возрастной, социальный портрет участников программы;
- отзывы участников программы, общественности, партнеров, контролирующих органов.
     Каждый педагог учреждения понимает, что важно заботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Для этого необходимо опираться на сильные стороны ребёнка, уметь помочь ему четко определять требования к конечному результату выполнения задания, позволить ребёнку самому решать проблемы, оставляя ему пространство для творчества. Успех дает стремление к новому успеху, пробуждает уверенность в своих силах.    
      Приводя обучающихся к успеху, своими задачами в процессе развития социальной активности подростков педагоги ставят: 
- определить подростков, испытывающих наибольшие затруднения в социальной адаптации через использование проективных методик, бесед, наблюдений, анкетирование; 
- организовать систему поддержки для подростков.
      В ЦРТДЮ «Светлячок» реализуется четыре направленности: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая, художественно-эстетическая. Педагогами каждой направленности определены основные формы работы, способствующие развитию социальной активности подростков, которые помогают подросткам не только  выявить и развить свои способности, но и подготовиться к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. Благодаря им,  обеспечивается быстрая адаптация подростков к незнакомым социальным условиям, отрабатываются и закрепляются социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных ролей. Большое внимание развитию социальной активности уделяется не только в ходе организации воспитательной работы, но и в учебном процессе. Основное содержание учебных занятий составляет практическо-ориентированная деятельность, игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного микроклимата, сплочение, организационное развитие подросткового сообщества.
    Получены промежуточные результаты по итогам работы городской опорной методической площадки:
- педагоги овладели теоретическими и практическими знаниями о содержании и проблемах развития социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного образования детей;
- выявлены и проходят экспериментальной проверки наиболее эффективные способы и средства развития социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного образования детей;
- получаемые результаты диагностики социальной активности подростков позволяют педагогам правильно использовать  педагогические технологии, способствующие развитию социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного образования детей;
- повышается профессиональная активность и мастерство педагогов.
       Так, если в период 2006- 2012гг в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, семинарах различного уровня, в учреждении принимали участие из 13 педагогов лишь  2 (Бондаренко С.В., Морозова О.М.), то в 2012-2013г уже 8; - увеличилось количество обучающихся, привлеченных к участию в конкурсных мероприятиях с 185 человек в 2011-2012 учебном году до 348 человек в 2012-2013 учебном году; - в период 2011-2013 учебные годы 9 обучающихся поступили в высшие учебные заведения по профилю дополнительных образовательных программ, которые осваивали в центре творчества; - идет активное распространение опыта работы МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок» по развитию социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного образования детей среди учреждений дополнительного образования города.  
      Проблема развития социальной активности подростков сегодня как никогда актуальна и сложна. И особую роль, в этом процессе играют учреждения дополнительного образования детей, как учреждения с наиболее благоприятной и эффективной пространственно-временной средой для воспитания социальной активности детей и подростков, где они  проводят свое  свободное время, от 12 до 18 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.        
Список использованных источников:
1.    Донина О. И. Педагогические условия социального становления личности в учреждении дополнительного образования детей. Текст: монография / О.И. Донина. Институт повышения квалификации работников образования. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. -97с.
2.      Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000. – 256 с.
3.      Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Н.Н. – М., 2002. – 352 с.
4.    Ильюшин Л. С. Социализация школьников в современной системе дополнительного образования. Текст. / Л. С. Ильюшин. С-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -56с.
5.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002. – 24 с. 6.      Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.  
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (13.09.2013)
Просмотров: 4537 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ