Развитие
социальной активности подростков становится важной проблемой современности,
решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых
благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертной, не
заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать
сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей
действительности.
Это
происходит потому, что с одной стороны, в соответствии со своими возрастными
особенностями, подростки стремятся быть значимыми, самовыразиться, выделиться, привлечь к себе
внимание через общение, общественно-полезную деятельность, а с другой стороны,
они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека,
так как не обладают достаточным количеством жизненного опыта, и не владеют
большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им
адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам, боятся выделяться из общей массы.
Возникшее
противоречие показывает необходимость поиска способов и средств
целенаправленной подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду.
Актуальность данной проблемы подтверждает и
проведенное совместно с сотрудниками Кемеровского
государственного университета культуры и
искусств исследование выявления уровня
социальной активности подростков, обучающихся в МБОУ ДОД «Центр развития
творчества детей и юношества «Светлячок».
В
исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в центре творчества в
возрасте от 10 до 15 лет. При опросе использовались следующие методики: тест коммуникативных умений, шкала социальной
компетентности, шкала социально-психологической приспособленности.
В ходе исследования установлено:
- у 11,9% опрошенных подростков не выявлено
стремление к лидерству;
- 57,4% обладают зависимым поведением в общении;
- 27,3% опрошенных в соответствии с возрастным
нормативом не владеют такими навыками как самостоятельность, организованность,
выполнение своих обязанностей;
-
у 21,2% опрошенных уровень социальной компетентности не соответствует
возрастному нормативу;
-
в общей сложности 69,5% опрошенных испытывают трудности
социально-психологического характера.
Таким
образом, результаты обработки материалов по всем методикам показали, что
актуальным является работа с подростками по развитию самостоятельности,
уверенности в себе, общения, активности, что и отражает в себе социальная
активность.
На
основании итогов исследования, на педагогическом совете учреждения, прошедшем в
мае 2012 года, было принято решение определить, «Развитие социальной активности подростков средствами
культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей в
условиях реализации ФГОС» темой методической работы на период 2012-2014гг, и
ходатайствовать об открытии на базе учреждения городской опорной методической
площадки, которая была открыта в октябре 2012 года.
Целью площадки
является
определение и апробация эффективных способов и средств развития социальной
активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения
дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
В
течении 2012-2013 учебного года по данному направлению проведен большой объем
работы:
1.
Исследованы теоретические подходы к содержанию и проблемам развития социальной
активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения
дополнительного образования детей на основе анализа психолого-педагогической
литературы;
2.
Экспериментально проверяются наиболее эффективные способы и средства развития
социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности, возможные
на базе ЦРТДЮ «Светлячок»;
3.
Разработано научно-методическое сопровождение по развитию социальной активности
подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного
образования (подобран диагностический материал, определены и описаны наиболее
эффективные педагогические технологии, пересмотрены программы дополнительного
образования детей, разработан программно-методический комплекс «Развитие
социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности в
условиях реализации ФГОС»);
4.
Обобщен опыт работы ЦРТДЮ «Светлячок» по
развитию социальной активности подростков в культурно-досуговой деятельности
учреждения дополнительного образования детей;
5.
Идет распространение опыта работы ЦРТДЮ «Светлячок» по развитию социальной
активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности учреждения
дополнительного образования детей. К настоящему времени материалы работы
городской опорной методической площадки представлялись на:
-
областном семинаре «Пути и средства повышения результативности инновационной,
экспериментальной деятельности образовательных учреждений» (тема
представленного материала «Подготовка педагогов дополнительного образования к
инновационной, экспериментальной деятельности средствами методической службы
учреждения дополнительного образования детей» Бондаренко С.В.);
-
«Кузбасском образовательном форуме – 2013» в рамках экспозиции муниципальной
системы образования г.Кемерово был представлен программно-методический комплекс
«Развитие социальной активности подростков средствами культурно-досуговой
деятельности в условиях реализации ФГОС». В рамках форума, материал был
представлен на конкурс «Лучший экспонат», по итогам которого занял 2-е место;
-
Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы адаптации
обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения»
опубликовано три материала («Использование потенциала учреждения
дополнительного образования детей в развитии социальной активности подростков»
Стасюк Л.В., «Способы адаптации современных старшеклассников, имеющих проблемы
в общении со сверстниками» Морозова О.М., «Развитие социальной активности подростков
в процессе художественно-творческой деятельности» Булатова Т.М.). Во время
работы секций конференции Булатова Т.М. и Морозова О.М. дополнительно выступили
с одноименными докладами;
-
районном открытом педагогическом совете «Опыт работы по развитию социальной
активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения
дополнительного образования детей»;
-
городском семинаре-практикуме «Результаты освоения социальных ролей
обучающимися общекультурной направленности»;
-
Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию
дополнительного образования детей «Традиции и инновации в системе
дополнительного образования детей».
Для
отслеживания результатов работы в рамках городской опорной методической
площадки определены направления мониторинга:
-
интегративное - обеспечивает
комплексную характеристику системы эффективных способов и средств формирования
социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве МБОУ
ДОД «Центр развития творчества детей и
юношества «Светлячок»;
-
учебное – способствует овладению
способами определения и учета возрастных особенностей подростков в формировании
социальной активности в культурно-досуговой деятельности учреждения
дополнительного образования детей, знакомству с передовым педагогическим опытом
работы учреждений дополнительного образования по развитию социальной активности
подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного
образования детей;
-
экспериментальное – обеспечивает
поиск, разработку диагностических материалов и их апробацию в констатирующем
эксперименте, на основе анализа результатов которого разрабатывается и
внедряется система эффективных способов и средств развития социальной
активности подростков в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного
образования детей;
-
экспертное – характеризует
особенности экспертизы программно- методического материала, форм, средств,
используемых в экспериментальной работе;
-
информационно-методическое –
позволяет оперативно освещать ход реализации задач эксперимента, разрабатывать
методическую продукцию.
В
ходе мониторинга отслеживается:
-
использование ресурсов (соответствие затраченных ресурсов плану);
-
процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий
графику их проведения; соблюдение форм, методов, приемов);
-
результативность (в какой мере удается достигать поставленных целей и задач).
По результатам мониторинга в
программу городской опорной методической площадки, при необходимости, вносятся
изменения и дополнения, что способствует повышению качества работы.
Оценка
влияния реализации мероприятий программы городской опорной методической площадки проводится по
следующим целевым индикаторам эффективности ее реализации:
-
число обучающихся, охваченных мероприятиями программы;
-
возрастной, социальный портрет участников программы;
-
отзывы участников программы, общественности, партнеров, контролирующих органов.
Каждый педагог учреждения понимает, что важно заботиться о том,
чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Для этого необходимо опираться на
сильные стороны ребёнка, уметь помочь ему четко определять требования к
конечному результату выполнения задания, позволить ребёнку самому решать
проблемы, оставляя ему пространство для творчества. Успех дает стремление к
новому успеху, пробуждает уверенность в своих силах. Приводя обучающихся к
успеху, своими
задачами в процессе развития социальной активности подростков педагоги ставят:
-
определить подростков, испытывающих наибольшие затруднения в социальной
адаптации через использование проективных методик, бесед, наблюдений,
анкетирование;
- организовать систему поддержки для подростков.
В ЦРТДЮ «Светлячок» реализуется четыре направленности:
социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая,
художественно-эстетическая. Педагогами каждой направленности определены
основные формы работы, способствующие развитию социальной активности подростков, которые помогают подросткам не только выявить и развить свои способности, но и подготовиться
к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. Благодаря
им, обеспечивается быстрая адаптация подростков
к незнакомым социальным условиям, отрабатываются и закрепляются
социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных
ролей.
Большое внимание развитию социальной активности уделяется
не только в ходе организации воспитательной работы, но и в учебном процессе. Основное
содержание учебных занятий составляет практическо-ориентированная деятельность,
игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов,
поддержание благоприятного микроклимата, сплочение, организационное развитие подросткового
сообщества.
Получены
промежуточные результаты по итогам работы городской опорной методической
площадки:
-
педагоги овладели теоретическими и практическими знаниями о содержании и
проблемах развития социальной активности подростков в культурно-досуговом
пространстве учреждения дополнительного образования детей;
-
выявлены и проходят экспериментальной проверки наиболее эффективные способы и
средства развития социальной активности подростков в культурно-досуговом
пространстве учреждения дополнительного образования детей;
-
получаемые результаты диагностики социальной активности подростков позволяют
педагогам правильно использовать
педагогические технологии, способствующие развитию социальной активности
подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного
образования детей; -
повышается профессиональная активность и мастерство педагогов. Так, если в
период 2006- 2012гг в конкурсах профессионального мастерства,
научно-практических конференциях, семинарах различного уровня, в учреждении
принимали участие из 13 педагогов лишь 2
(Бондаренко С.В., Морозова О.М.), то в 2012-2013г уже 8;
-
увеличилось количество обучающихся, привлеченных к участию в конкурсных
мероприятиях с 185 человек в 2011-2012 учебном году до 348 человек в 2012-2013
учебном году;
-
в период 2011-2013 учебные годы 9 обучающихся поступили в высшие учебные
заведения по профилю дополнительных образовательных программ, которые осваивали
в центре творчества;
-
идет активное распространение опыта работы МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок» по
развитию социальной активности подростков в культурно-досуговом пространстве
учреждения дополнительного образования детей среди учреждений дополнительного образования
города.
Проблема развития социальной
активности подростков сегодня как никогда актуальна и сложна. И особую роль, в
этом процессе играют учреждения дополнительного образования детей, как
учреждения с наиболее благоприятной и эффективной
пространственно-временной средой для воспитания социальной активности детей и
подростков, где они проводят свое свободное время, от 12 до 18 часов в неделю на
добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными
потребностями и интересами.
Список использованных источников:
1.
Донина О. И. Педагогические условия
социального становления личности в учреждении дополнительного образования
детей. Текст: монография / О.И. Донина. Институт повышения квалификации
работников образования. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. -97с.
2.
Дополнительное образование
детей. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000.
– 256 с.
3.
Евладова Е.Б. Дополнительное
образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений средн. проф.
образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Н.Н. – М., 2002. –
352 с.
4.
Ильюшин Л. С. Социализация школьников в
современной системе дополнительного образования. Текст. / Л. С. Ильюшин.
С-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -56с.
5.
Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года. – М., 2002. – 24 с.
6.
Никитина Н.И. Методика и
технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
|