Суббота, 18.05.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Развитие социальной активности подростков в процессе художественно-творческой деятельности Т.М.Булатова, педагог дополнительного образовани

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Булатова Т.М.

 

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи  называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается,  зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить репродуктивный или творческий, исполнительский или инициативный характер.

Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна.

Обучающиеся, которые занимаются в творческой мастерской «Фантазия» МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок», обладают разнообразными потенциальными способностями. Моя задача, как руководителя этого творческого объединения – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности, которая бы стимулировала их социальную активность.

 Выявить на основе наблюдения во время творческого процесса.
 И далее способствовать, развитию познавательной и творческой активности обучающихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Важно,  окружить обучающегося,   такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и  развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.  Такая художественно-творческая деятельность не только будет способствовать развитию способностей ребёнка, но и потребует от него применения полученных навыков в жизни. А, значит, включиться в социально значимую деятельность, проявить инициативу.

 Развитие творческих способностей – это выработка у  обучающихся  стремления к проявлению собственной инициативы, стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания, донести до общества багаж знаний. Поэтому так тесно переплетаются развитие творческих способностей и развитие социальной активности подростков, как творческой самореализации.

Творческая деятельность – специфический вид социальной активности человека,  направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления, специфике общения.

Если используемые педагогические технологии обеспечивают осознание единства себя и общества, пробуждают положительное эмоциональное отношение к решению задач, как собственной творческой самореализации, так и готовности к участию в реализации потребностей социума. Для этого предполагается использование таких способов организации творческой деятельности, как диалог и проблемная ситуация, создание ситуаций личностного успеха, построение художественно-творческой деятельности как гуманитарной практики, способствующей саморазвитию и заботе о других. Ярким примером служит благотворительная ярмарка  «Новый год в каждый дом», когда дети продают сувениры, которые сами изготовили. Собранные  средства перечисляются на  новогодние  подарки детям инвалидам.

Художественно-творческая деятельность выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности через сопереживание, сопричастность к созданию прекрасного у подростка формируется особое мироощущение, отличающееся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.

В.А. Сухомлинский справедливо считал, что важнейшей задачей является воспитание у ребенка умения чувствовать сердцем другого человека, что выражается через действия во имя другого, заботу о нем. По его мнению, на педагогическом умении возвышать и оберегать человеческое достоинство каждого ребенка строятся коллективистские отношения, а сама социальная активность человека движима гражданскими идеями и желаниями.

Развитию социальной активности ребёнка в процессе творческой деятельности способствует выполнение следующих условий:

·        выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;

·        чувство личной и коллективной ответственности;

·        эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства совместной радости за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;

·        возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;

·        направленность художественно-творческой деятельности "на других".

Необходимо увлечь  подростков  творческим процессом, где они могут  заявить о  своих целеустремлениях и достижениях в среде своих сверстников, реально оценить свой творческий потенциал.  В процессе творческой деятельности подростки преодолевают эмоциональную скованность, замкнутость, закомплексованность, это способствует успешному вхождению в социальную среду более уверенным в собственных силах. Основными мотивами социальной активности являются  получение дополнительных знаний, желание приобщения к искусству, желание общения с единомышленниками, склонность к коллективному творческому труду, желание делать жизнь  красивой. К  концу третьего года обучения у  подростков  повышается уровень самосознания,  повышается самооценка, растет желание быть замеченным, быть полезным обществу,  они   ощущают  значимость своей работы. Старшие являются организаторами и консультантами  дел младших, создаются творческие группы,  активную роль играют родители как равноправные участники и помощники,  они обеспечивают материальную базу мастерской.

Формы развития социальной активности через художественно-эстетическую деятельность разнообразны. Проведение акций социальной направленности «Примите наши поздравления»: обучающиеся изготавливают и  дарят сувениры, ветеранам труда и  людям с органическими возможностями по месту жительства.

Уже стала для нас  традиционная акция совместно с Кедровским угольным разрезом «Доброе сердце». Организуется ярмарка  в административном здании разреза и дети продают там сувениры, которые сами изготовили. На собранные  средства  покупаются   новогодние  подарки детям инвалидам. Выставки  районного, городского и областного уровня. Традиционные выставки во Дворце Культуры «Содружество», в административном здании разреза «Кедровский», в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.  В ходе таких выставок обучающиеся не только презентует себя, но и имеют возможность обмениваться опытом, повысить его. Мастер-классы для ветеранов труда, педагогов, а так же для  родителей  способствуют развитию семейного творчества, формированию совместных с родителями переживаний.

Одной из форм  развития социальной активности подростков является вовлечение их в конкурсное движение. Конкурсное движение требует от  руководителя  много сил и терпения, но азарт и заинтересованность  обучающихся перекрывают эти затраты. Вот почему участие в конкурсах при грамотном педагогическом сопровождении может стать ступенькой во взрослении наших подростков.  Обучающиеся  отмечают, что приятно,  показать грамоту родителям и друзьям, заметку в газете или информацию на сайте центра творчества о своих достижениях окружающим.  На конкурсе многие подростки знакомятся с новыми интересными людьми, овладевают новыми творческими приёмами.  

Можно считать  художественно-творческую деятельность   в мастерской по художественной обработке материалов, социально востребованной и общественно значимой, что создаёт благоприятные условия для развития социальной активности подростков.

Список литературы

1.                 Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л. П. Буева. – М.: Изд - во МГУ, 2004. - 292 с.

2.                 Буйлова, Л. Н.  Дополнительное образование: нормативные документы и материалы [Текст] / Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова.– М.: Просвещение, 2008. -317 с.

3.                 Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки [Электронный ресурс]: Образование и общество. - Режим доступа: http://www.education.recom.ru

4.                 Мудрик, А.В. Психология и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт 2006. – 472 с.

5.                 Соколов, А. В. Феномен социокультурной деятельности: моногр / А. В. Соколов. – СПб.: СПбГУП,  2003. – 204 с.

Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (15.03.2013)
Просмотров: 1882 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ