Воскресенье, 28.04.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Сыропятова Надежда Ильинична Самореализация подростков на занятиях творческого объединения по декоративно-прикладному искусству
Самореализация подростков на занятиях творческого объединения по декоративно-прикладному искусству
Надежда Ильинична Сыропятова,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Кедровский центр развития творчества детей и юношества» 
Новые социально-экономические условия жизни вызывают необходимость теоретических исследований по определению условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой активности в условиях постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами. В организации дополнительного образования развитие социальной активности подростка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности. Именно дополнительное образование удовлетворяет постоянные запросы детей, помогает снизить негативные последствия незанятости, усиливает внимание к социально незащищенным детям. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания социально активного человека с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться. Практика показывает, что такого невме¬шательства мало: не все подростки могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со¬хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до¬казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже ¬школьники младшего возраста, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Навыки творческой деятельности, получаемые на занятиях творческого объединения по художественной обработке разных материалов «Мозаика» проявляются в готовности использовать новые возможности, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, стремлении избежать традиционных решений, удовлетворении потребности в самореализации. Художественно-творческая деятельность детей организуется так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. На занятиях творческого объединения «Мозаика» подростку предоставляется свобода принятия решения о вхождении в образовательное пространство; обеспечивается возможность выбора деятельности по душе, диалог в отношениях со сверстниками и взрослыми. Следствием этого явятся более полное самовыражение и самореализация детей, повышение их творческого потенциала. В процессе обучения необходимо создать особую обстановку, атмосферу. Кабинет нашего объединения напоминает творческую мастерскую. Здесь есть место для предметов декоративно-прикладного и народного творчества, разных поделок, сделанных детьми на занятиях. Дети могут изучать разные техники декоративно-прикладного искусства, использовать различные материалы и знакомиться не только с народными промыслами своей страны, но и с декоративно-прикладным искусством других стран, что помогает увидеть в нем черты неповторимого своеобразия. В творческой деятельности подросток развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Учащимся творческого объединения «Мозаика» свойственны такие качества личности, как независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному, самостоятельность, склонность к экспериментированию и риску, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях. Большое внимание уделяется коллективной творческой работе. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивая навыки командного взаимодействия, предполагает непосредственное объединение усилий разных детей для решения ка¬кой-либо единой задачи. Охотно ребята принимают участие в проектной деятельности. Под творческой проектной деятельностью мы понимаем сотрудничество педагога и учащегося, направленное на освоение общечеловеческих ценностей посредством развития эмоционально-чувствительной сферы, социальной активности и создание личностного образовательного продукта, обеспечивающее творческую самореализацию ребенка в других сферах деятельности. В процессе реализации проекта подростки проявляют активность в познании окружающего мира, самостоятельны и гибки в принятии решений. Одним из примеров социально значимой проектной деятельности, доступной даже младшим школьникам является творческий проект учащихся творческого объединения по художественной обработке разных материалов «Мозаика» под рабочим названием «Буковка к буковке». На занятиях творческого объединения ребята изготавливают из текстильных материалов объёмные буквы русского алфавита. К каждой букве в качестве иллюстративного наглядного материала изготавливается мягкая игрушка – фигурка животного. К – котёнок, Ж – жираф. Этот набор ребята шьют специально для занятий по обучению грамоте малышей из другого творческого объединения Кедровского центра творчества. Таким образом, для того, чтобы способствовать социальной самореализации подростков необходимо создать на занятиях творческого объединения особую образовательную среду. Эта среда подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных методов работы интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничества педагогов и детей, доверительности и взаимного интереса друг к другу, участие всех учащихся в производстве интеллектуальных и материальных ценностей, в социально значимой деятельности.
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (09.11.2021)
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ