Понедельник, 26.02.2018, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Для слабовидящих
<span id=
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Территория успеха Татьяна Михайловна Булатова, педагог дополнительного образования МБОУДО "Кедровский ЦРТДЮ"
 

Все радости жизни в творчестве,

а творчество – это завораживающий
процесс создания нового, индивидуального произведения

 
          Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению учащихся художественной обработке различных материалов, он будет интересен педагогам художественно направленности в дополнительном образовании, педагогам технологии общеобразовательных школ, воспитателям.
              Возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности и важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.
                 Задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности. Задача педагога оправдать доверие ребенка, не потушить творческую любознательность, стать для него волшебником, открывающим окно в мир творчества , способным понять, принять и помочь. Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия. Найти эффективные формы работы по собиранию, обобщению и распространению лучшего опыта. Я счастлива, что у меня не скучная, однообразная работа, я воплощаю в жизнь все свои творческие замыслы и идеи. У меня есть возможность передавать с радостью и любовью свои знания, свой опыт детям, создавать и реализовывать вместе с ними самые разные, проекты.
                 Все это я представила в дополнительной общеразвивающей программе по художественной обработке материалов «Фантазия» - изготовление изделий из соленого теста и различных материалов, декорирование изделий и дополнительной общеразвивающей программе по декорированию интерьера "Фабрика идей"- дизайн и изготовление элементов декора жилых и общественных помещений с применением различных техник и материалов.
        Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Обучение ориентировано на формирование знаний в области декоративно-прикладного творчества. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приемам работы, правильной организации рабочего места, работе с графической документацией, выполнению самостоятельных творческих проектов. Изучение основ художественной обработки материала, создание высокохудожественных изделий.
            Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия» рассчитана на 2 года обучения.
Учащиеся изучают и работают с различными материалами:
-пластичные (соленое тесто, папье-маше (масса),
- изучают виды лепки (декоративная лепка, предметная лепка, сюжетная лепка, знакомство со скульптурой малых форм)
-волокнистые материалы (пряжа нитки)
-текстиль (фетр, флис, лен, бязь)
-декорируют готовые изделия (сосуды, коробочки)
                  Дополнительная общеразвивающая программа «Фабрика идей» рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся получают начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры, учатся создавать элементы интерьера в различных современных техниках декоративно-прикладного искусства.
               Учащиеся которые занимаются в нашей мастерской по этим программам , обладают разнообразными потенциальными способностями. Мне надо выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Выявить на основе наблюдения во время творческого процесса. И далее способствовать, развитию познавательной и творческой активности обучающихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. Важно, окружить учащихся, такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Развитие творческих способностей – это выработка у учащихся стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.Руководство творческим процессом приобретает важное значение, когда педагог сам участвует в творческом процессе и является активным участником творчества.
            Способы стимулирования творческих способностей, которые я применяю на занятиях:
-обеспечение благоприятной атмосферы;
-доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес учащихся;
-обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-обеспечение возможностей для практики;
-использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
-предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы.
            Это формирует следующие качества:
- формирования устойчивого интереса,
- формирования творческих способностей;
- формирования навыков самоконтроля и самооценки.
             Организовать и провести процесс творчества учащихся – задача достаточно сложная.
             Можно выделить следующие основные условия проведения занятий:
1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
2. Выразительность проведения занятий. Это обеспечивает интерес учащихся, желание слушать, участвовать в процессе работы.
3. Необходимость включение педагога в творческий процесс.
4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение учащихся.
5. Между педагогом и обучающимися должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
6. Использование в творческом процессе наглядностей обеспечивает интерес.
        Методика организации работы с учащимися основывается по принципу, от простого к сложному. При этом большое значение приобретает принцип последовательности действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение. Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением. В зависимости от поставленных задач на занятиях использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных учащимися. Правильно организованный учебный труд в процессе занятий по художественной обработке материалов помогает мне наилучшим образом разрешать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий, предусмотренных программой. Все темы соответствует принципу доступности. Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении данного вида творчества, о материалах с которыми работаем. Для успешной реализации творческого процесса, большое значение имеет материальная база, оформление кабинета благоприятно действует на зрительный аппарат.
             Оформлен кабинет продуманно, чтобы в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у учащихся. В достаточном количестве инструменты, приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий. Вдоль одной из стен (противоположной окну) расположена, постоянно-действующая выставка детских работ. Шкафы используются для хранения материалов для работы, образцов изделий, наглядных материалов, инструментов и приспособлений. Ножницы, иголки, карандаши, кисти, стеки, каталки и другие приспособления в удобном для учащихся месте, чтобы при необходимости не тратить время на их поиски. Размещение каждого вида пособий, инструментов и приспособлений в определенном месте, обеспечит их быструю раздачу на занятии. Комплекты дидактических материалов удобно хранятся в отдельных папках по темам занятий. Применение наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий. Наглядные средства позволяют дать наиболее полное представление о каком-либо изделии, образце и способствуют более полному освоению материала. Наглядные пособия использую также при объяснении нового материала. Учебно-наглядные пособия подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. Большое значение уделяю охране психического здоровья учащихся. Для этого очень важно создать благоприятный психологический климат на занятиях, включая психологические разрядки, физминутки, музыкотерапию. Участие в социально-значимой деятельности очень важна. Это формирует среди учащихся ответственность, активную гражданскую позицию, желание изменить этот мир к лучшему. Для этого учащихся, активно включаю в общественно-полезную деятельность в Центре дополнительного образования детей и за его пределами. Дети помогают в оформлении нашей мастерской и интерьера нашего Центра творчества. У них происходит социальная адаптация, повышается самооценка, они ощущают значимость своей работы. Особенно когда, участие принимают в социальных акциях. «Примите наши поздравления», «Ветеран живет рядом» когда учащиеся дарят сувениры, людям с органическими возможностями , труженикам тыла, ветеранам труда по месту жительства.
       Уже стала для нас традиционная акция совместно с Кедровским угольным разрезом «Новый год - каждому ребенку». Участвуем в благотворительном аукционе, организованном профсоюзным комитетом разреза "Кедровский". Цель аукциона - сбор денег в помощь семьям горняков, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а лотами на аукционе выступают изделия, игрушки, сувениры, предметы интерьера, выполненные нашими учащимися. Так же регулярно организовываем выставку «"Творчество детей - горнякам" в административном здании разреза. «День шахтера», это выставки, презентация портфолио творческого объединения, мастер-классы: "Тесто плюс фантазия", Игрушки своими руками". Для наших учащихся такие площадки - прекрасная возможность не только доставить радость , поднять праздничное настроение, но и презентовать работу нашего объединений, привлечь новых талантливых ребят. «Творите вместе с нами!» дни открытых дверей, что бы познакомить других ребят и родителей со своим творчеством. Марафон интересных дел в «День пожилого человека». Приглашаем к себе в мастерскую ветеранов, пенсионеров и проводим с ними мастер-класс, гостеприимно распахиваем двери центра творчества. В мае ежегодно являемся участниками отчетного мероприятия творческих коллективов Кедровского центра творчества, где наши учащимися организовывают выставку изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-класс ы.
     Учащиеся традиционно становятся участниками районных праздничных мероприятий:
«Масленица» - это изготовление совместно с педагогами чучела.
«День семьи» - хороший, добрый праздник, к нему мы готовим тематические поделки и участвуем в районной выставке.
День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. Участвуем в параде и митинге, а потом проводим мастер-класс «Георгиевская ленточка». Где все желающие изготавливают нагрудный знак с использованием георгиевской ленты.
  Являемся участниками городского фестиваля учреждений дополнительного образования «Счастливое детство», были организованы выставка-презентация нашего творческого объединения и мастер-класс.
   Ежегодно являемся участниками выставки декоративно-прикладного творчества в рамках городского и областного конкурса-фестиваля детского творчества "Успех" в конкурсе экспозиций. Учащиеся - многократные победители и призеры городских выставок декоративно-прикладного творчества на выставке работ из природного материала "Душа моя в душе природы", проходящей в рамках городского конкурса-фестиваля детского художественного творчества "Успех".
Регулярно и активно принимаем участие в городском конкурсе детского творчества "Скажем пожарам НЕТ!", всегда только призовые места.
Любим мы и отдыхать вместе, всегда на новогодних каникулах в Снежном городке жилого района, участвуем в игровой программе "Снежная карусель". На новогодних праздниках, которые проходят в центре творчества, веселимся, играем, танцуем, в карнавальных костюмах. Каждое лето в лагере с дневным пребыванием по программе "Город мастеров" и проводим занятия и мастер-классы для других ребят. Очень важна для учащихся успешность. Одной из форм такой работы это участие в выставках и конкурсах различного уровня. В ходе, которых учащиеся не только презентует себя, но и имеют возможность обмениваться опытом и повысить его. Победы в конкурсах окрыляют, развивают стремление достичь лучших результатов, дают устойчивую мотивацию, поддерживают творческий тонус. Восторг от работ, выполненных своими руками, подталкивает учащихся заниматься в мастерской не один год и способствует сохранению состава групп практически неизменным. Проведенное исследование уровня творческих способностей обучающихся показало, что уровень креативности, после побед на конкурсах стал увеличиваться. Большинство искали оригинальные способы решения, проявляли творческую инициативу. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия дают прекрасные возможности для развития творческих способностей. Подводя итоги вышесказанному можно сказать, что формируется большой, дружный, разновозрастный коллектив, который в настоящее время много работает и совершенствуется.
          Добро пожаловать на территорию творчества!
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (01.02.2018)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Тема года
Актуально
Наша гордость
Экспресс-информер
...

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz