Вокальная педагогика: наука и практика (к проблеме воспитания эстрадного певца)
Автор: Е.А.Стасюк, педагог дополнительного образования МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ»
Научный руководитель: Тоголева Ольга Валентиновна, преподаватель специальных дисциплин ГПОУ КОККиИ
На сегодняшний момент «вокальная педагогика» накопила огромную научно-методическую базу. Проводятся Всероссийские и Международные научно-практические конференции по вопросам вокального образования, статьи публикуются в сборниках, интернет-ресурсах, для вокальных и речевых педагогов создан сайт «Академия голоса». Но ни один источник не даёт нам определение «вокальной педагогики», как науки. Работая с ключевыми понятиями «педагогика» и «вокал» мы попытались дать определение термину «вокальная педагогика».
Вокальная педагогика – это наука воспитания личности в процессе вокально-исполнительской деятельности; это целенаправленное приобщение к общекультурным и общеэстетическим ценностям; передача социального, духовно-практического и специально-профессионального опыта от педагога к ученику в форме знаний и учений, подготавливающих его к жизни и профессиональной деятельности, включающей в себя мастерство владения голосом, умение сказать своё слово в пении, умение передать мысль «тонкой психологической окраской тембра», умение перевоплотиться в живой образ персонажа. Целью вокальной педагогики, как педагогики творчества в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от своего труда, применял новые способы и методы работы в своей профессиональной сфере.
Анализируя вокально-педагогическую деятельность с педагогической, психологической, специально-профессиональной, творческой точки зрения, можно выделить огромное количество требуемых профессионально-педагогических умений таких как:познавательные умения; умения по проведению воспитательной работы среди обучаемых; общепедагогические умения; организационно-методические умения; умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса.
Чтобы так искусно сочетать все сложнейшие части общего процесса вокально-педагогического процесса, педагог-вокалист должен иметь не просто знания и узкопрофильный опыт, он должен иметь огромный научный багаж за плечами в различных областях науки: философии, разных направлениях психологии и педагогики, физиологии и медицине, истории, литературе и.т.д.
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.
На сегодняшний день платформу вокальной педагогики составляют четыре национальные школы пения: итальянская, французская, немецкая и русская.
В процессе изучения научной литературы становится ясно, что огромное количество всех трудов, пришедших к нам из прошлого (19 -20 век), а также современные научные исследований, затрагивают преимущественно вопросы физиологии и акустики, реже психологии музыкальных способностей (к нашему исследованию прилагаются списки с аннотациями научных трудов в области физиологии, акустики, фониатрии).
В направлении «эстрадное пение» сегодня «научная» база опирается преимущественно на авторов американской школы пения. Авторы методик, конечно, пользуются современным языком музыкальной выразительности, рождённым новыми стилями, исполнительскими манерами и специфическими способами звукоизвлечения. Но, также очевиден ряд проблем: методики направлены на самообучение через аудио-треки для имитации голосом (самообучение пению - это как самолечение в отсутствии знаний); методические комментарии переведены на русский язык не вокалистами, и по сути вольный перевод усложняет дословное понимание методической позиции автора.
Наука и практика в вокальной педагогике на сегодняшний день всё ещё очень далеки друг от друга.
Анализ научно-методической литературы, посвященной проблемам эстрадно-вокальной педагогики показал отсутствие единой, научно обоснованной методологии обучения эстрадному пению. Теоретическая подготовка певцов и преподавателей сольного пения в системе отечественного музыкального образования всё ещё пребывает в узких рамках вокальной методики – теории, так называемой, «постановки певческого голоса», хотя работ по психологии музыкально-исполнительской деятельности, связи психологии и физиологии, феноменологии художественного творчества, по индивидуально-психологическим особенностям творческой личности, и многим другим волнующим нас сегодня вопросам, существует огромное количество. Оставляет их в тени лишь тот факт, что они не прикреплены к понятию «вокал» и находятся в рамках других научных областей, таких как психология, педагогика, психология и педагогика творчества, мастерство актера и режиссура и др.
На основе вышеизложенного можно смело говорить о том, что на сегодняшний день вокальная педагогика имеет обширную, выработанную веками научную базу для профессиональной подготовки певцов и воспитать хорошего эстрадного певца на сегодняшний день всё же возможно.
Для этого педагогам необходимо заниматься самообразованием, интересоваться научными открытиями современности как в области вокального искусства, в целом, так и в смежных областях деятельности. Изучать специфику исполнительства на эстраде и умело соединять её с уже изученными законами психологии и физиологии. Применять на практике, то, что даёт результаты, а не утомляет и калечит ученика, помнить главный принцип вокальной педагогики – НЕ НАВРЕДИ! |