Понедельник, 29.04.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

"Вокальная педагогика: наука и практика" Е.А.Стасюк, педагог ДО МБОУДО "Кедровский ЦРТДЮ"
Вокальная педагогика: наука и практика (к проблеме воспитания эстрадного певца)
Автор: Е.А.Стасюк, педагог дополнительного образования МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ»
Научный руководитель: Тоголева Ольга Валентиновна,  преподаватель специальных дисциплин  ГПОУ  КОККиИ
 
    На сегодняшний момент   «вокальная  педагогика» накопила огромную научно-методическую базу.  Проводятся Всероссийские и Международные научно-практические конференции по вопросам  вокального образования,   статьи  публикуются в сборниках,  интернет-ресурсах,  для  вокальных и речевых педагогов  создан сайт «Академия голоса». Но ни один источник не даёт нам определение «вокальной  педагогики», как науки. Работая с ключевыми понятиями «педагогика» и «вокал»  мы попытались  дать  определение термину «вокальная педагогика».
   Вокальная педагогика – это наука воспитания личности в процессе вокально-исполнительской деятельности; это целенаправленное приобщение к общекультурным и общеэстетическим ценностям; передача социального, духовно-практического  и специально-профессионального опыта от педагога к ученику в форме знаний и учений, подготавливающих его к жизни и профессиональной деятельности, включающей в себя мастерство владения голосом, умение сказать своё слово в пении,   умение передать мысль «тонкой психологической окраской тембра»,  умение перевоплотиться в живой образ персонажа. Целью вокальной педагогики, как педагогики творчества в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от своего труда, применял новые способы и методы работы в своей профессиональной сфере.
Анализируя вокально-педагогическую деятельность с педагогической, психологической, специально-профессиональной, творческой точки зрения, можно выделить огромное количество требуемых  профессионально-педагогических умений таких как:познавательные умения; уме­ния по проведению  воспитательной работы среди обучаемых; общепедагогические умения; организационно-методические умения; умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса. 
   Чтобы так искусно сочетать все сложнейшие части общего процесса вокально-педагогического процесса, педагог-вокалист  должен иметь  не просто знания и   узкопрофильный опыт, он должен иметь огромный научный багаж за плечами в различных областях науки: философии, разных направлениях психологии и педагогики, физиологии и медицине, истории, литературе и.т.д. 

   Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной. 
   На сегодняшний день платформу вокальной педагогики составляют четыре национальные школы пения: итальянская, французская, немецкая и русская.  
   В процессе изучения  научной литературы становится ясно, что огромное количество всех  трудов, пришедших к нам из прошлого (19 -20 век), а также     современные научные   исследований,  затрагивают преимущественно вопросы физиологии и акустики, реже психологии музыкальных способностей (к нашему исследованию прилагаются списки с аннотациями научных трудов в области физиологии, акустики, фониатрии).
   В направлении «эстрадное пение» сегодня «научная» база опирается преимущественно на авторов американской школы  пения. Авторы методик,  конечно, пользуются современным языком музыкальной выразительности, рождённым новыми стилями,  исполнительскими  манерами и специфическими способами звукоизвлечения.  Но, также очевиден ряд проблем: методики  направлены на самообучение через аудио-треки для имитации голосом (самообучение пению  - это как самолечение в отсутствии знаний); методические комментарии переведены на русский язык не вокалистами,  и по сути вольный перевод  усложняет дословное понимание методической позиции автора.
   Наука и практика в вокальной педагогике на сегодняшний день всё ещё очень далеки друг от друга.
   Анализ научно-методической литературы, посвященной проблемам эстрадно-вокальной педагогики
показал отсутствие единой, научно обоснованной методологии обучения эстрадному пению. Теоретическая подготовка певцов и преподавателей сольного пения в системе отечественного музыкального образования всё ещё пребывает в узких рамках вокальной методики – теории, так называемой, «постановки певческого голоса»,  хотя работ по психологии музыкально-исполнительской деятельности, связи психологии и физиологии, феноменологии художественного творчества, по индивидуально-психологическим особенностям творческой личности, и многим другим волнующим нас сегодня вопросам, существует огромное количество. Оставляет их в тени лишь тот факт, что они не прикреплены к понятию «вокал» и находятся в рамках других научных областей, таких как психология, педагогика,  психология и педагогика творчества, мастерство актера и режиссура и др.
   На основе вышеизложенного можно смело говорить о том, что на сегодняшний день вокальная педагогика  имеет обширную, выработанную веками научную базу для профессиональной подготовки певцов и  воспитать хорошего эстрадного певца на сегодняшний день всё же возможно.
   Для этого педагогам необходимо  заниматься самообразованием, интересоваться научными открытиями современности как в области вокального искусства, в целом, так и  в  смежных областях деятельности.  Изучать специфику  исполнительства на эстраде и умело соединять её с уже изученными законами  психологии и физиологии. Применять на практике, то, что даёт результаты, а не утомляет и калечит ученика, помнить главный принцип вокальной педагогики – НЕ НАВРЕДИ!
Категория: Методические материалы | Добавил: Админ (09.08.2016)
Просмотров: 1665 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ