Вторник, 14.05.2024, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши впечатления

Путешествие от "Светлячка" до Петербурга или История одного художника"

                         

  - Каждая новая работа, неважно, что ты реставрируешь картину или икону, для реставратора как новая битва мастера со временем, - мой собеседник улыбнулся.

                Его зовут Александр Борисович Дворников. Он художник-реставратор. Александр Борисович реставрирует ценные исторические полотна, иконы, фрески, пишет собственные картины  и, для развлечения, копирует работы других известных художников. Основным своим делом он считает реставрацию. Но давайте по порядку.

      Познакомилась я с ним во время поездки в Санкт-Петербург с родителями. Мастерская художника - маленький мир, где хранится его жизнь, настоящая творческая кухня. В ней все пропитано творчеством. А сколько раритетов, сколько ценных, удивительных вещей расположились среди  баночек, тюбиков, кисточек. Частые гости здесь студенты, для которых реставраторы проводят мастер-классы и лекции, чтобы передать молодому поколению секреты ремесла. Бывал в мастерской мэр Санкт-Петербурга. Но самыми желанными  гостями всегда были земляки хозяина. Именно в мастерской произошла моя первая встреча с художником-реставратором, членом Союза художников Российской Федерации Александром Борисовичем Дворниковым и его коллегами, которые тесно сотрудничают с реставрационной фирмой «Возрождение Петербурга».

          В этот день художники реставрировали уникальный в своем роде церковный календарь, святцы. Святцы – 12 икон с житиями святых, соответствующих месяцам года. Бесценное наследие русской культуры, он был написан еще в  XVIII веке.

          Наблюдая за работой Александра Борисовича в мастерской, я заинтересовалась, как он пришёл к творчеству. Куда сначала? К родителям! Заранее узнав их адрес, я отправилась на встречу со старшим поколением Дворниковых в город Березовский. С любовью и трепетом они поведали мне о  талантливом сыне. В этой семье он не первый художник. Его дядя Николай Черемнов был художником, да и отец его Борис Александрович Дворников  неплохо рисует. Родители бережно хранят несколько сыновьих работ. Началось все с  обычных школьных стенгазет. В 4-5 классе, он увлекся живописью, стал все больше и больше рисовать, пробовал чеканить. В детстве Александр Борисович попробовал себя ещё и в спорте. Занимался боксом и довольно успешно, всегда занимал призовые места. Он был самостоятельным, любознательным, целеустремленным. Оказывается, закончил будущий реставратор мою родную школу №52.  К тому же занимался изобразительным искусством   в центре творчества «Светлячок», где и я нашла дело по сердцу. Однажды он наткнулся на объявление о наборе студентов  в академию художеств в Санкт-Петербурге и поставил себе цель - поступить! После армии отправился за своей мечтой в Санкт-Петербург.  С первого захода не получилось, пришлось подождать еще год, подготовиться. В этот тяжелый год ему помогал справиться и освоиться в незнакомом городе Захар Захарович Мищевский, преподаватель академии. Через год Александр Борисович учился в академии  на отделении реставрации станковой темперной, масляной живописи.

           В 1985 году  произошло событие, определившее дальнейший творческий путь будущего художника. Тогда Александр Борисович с группой других студентов в Эрмитаже трудился над копией картины Рембрандта «Даная».  Отлучились студенты буквально минут на пять, а когда вернулись, картина была изувечена. Известное полотно облили серной кислотой. Виновника нашли и наказали. А молодой художник утвердился в своём решении – сохранять памятники культуры и искусства для потомков.

          О своём творчестве  Александр Борисович рассказывал оживлённо, увлекательно:

- Реставратор по сути дела врач, произведение искусства – пациент.  Сначала надо диагноз поставить, узнать от чего пострадал пациент, решить, как и чем лечить. Это своего рода головоломка: нужно подобрать материал, которым было выполнено произведение, разгадать технику написания. Реставрация пойдёт в три этапа: технический, живописный и консервационный. Каждый этап очень сложен и интересен по-своему. Это лучше одни раз увидеть.

          Представьте, реставраторы в белых халатах со скальпелями в руках. Яркий свет, вещества в баночках, колбочках, коробочках; запахи медикаментов. Настоящая операция,  только пациент – живописное полотно. Художники приступают к техническому процессу -  тщательно обрабатывают изнаночную сторону полотна. От этого зависит качество реставрации.

- Нужно распознать, чем и как работал мастер, быть крайне осмотрительным, - поясняет Александр Борисович. - Ты,  как нюхач, как сапер на минном поле, должен быть предельно аккуратен и осторожен.

          Вот скальпели отложены, и в ход пошли кисти, краски, масла, которые должны совпадать с материалами первоисточника. Живописный этап «лечения» полотна самый интересный. Художник не просто копирует технику автора полотна, он перенимает опыт великого мастера.

- А теперь шьём, коллеги, - шутит реставратор.

        Сейчас художники законсервируют, укрепят, свежие слои красок, и операция закончена.

- К  нам пациенты попадают по разным причинам, - рассказывает Александр Борисович. - Не так обидно, когда время причиняет боль шедеврам. Намного страшнее,  когда люди своей жадностью, алчностью, эгоизмом наносят урон великим произведениям. Вот случай был. Охранник особняка  Кочубея, в котором находились работы неизвестного итальянского художника из цикла «Времена года» решил, что они должны принадлежать только ему. Картины висели довольно высоко. Он взял лестницу и стал вырезать холсты из рам.  «Осень», « Зима» и «Весна» вырезал, а когда за  «Лето» принялся, лестница не выдержала.  Он упал и ногу сломал.  Утром горе-ценителя нашли под лестницей в обнимку с изуродованными картинами. Реставрируем не только картины. Помогаем спасать старинные  иконы, фрески в храмах, иконостасы, даже алтари. Скоро приступаем к работам в Исаакиевском соборе.

Художник немного задумался, вытирая кисти, обвёл взглядом мастерскую:

- Конечно, сам пишу с превеликим удовольствием. Дочек своих, их у меня двое, жену, родителей. Натюрморты, пейзажи, само собой. На выставках представляю своё творчество. Кедровке тоже моё творение есть. Даже не догадаетесь где. В храме иконы Иверской Божьей матери.

    Позже в храме в Кедровке отец Анатолий показал мне икону Св. Равноапостольного царя Константина, которую в 2009 г написал Александр Борисович и подарил храму.

- На родине у родителей нечасто бываю. На холсте свои воспоминания оставляю. Хотелось бы побывать и в школе, где учился, и, конечно, в «Светлячке». Наверное, всё до неузнаваемости изменилось.

         Кто бы мог подумать, что в далёком Петербурге живёт и творит художник, который ходил по тем же коридорам и улицам, что и я. Мой земляк, который с присущим только кузбассовцам упорством добился поставленной цели.

         Вот с таким человеком мне   посчастливилось познакомиться.

 

                                         Ольга Титова, т/о "Пресс-клуб "Облачко"

В мастерской художника

 

 

Категория: Наши впечатления | Добавил: Админ (19.10.2012)
Просмотров: 1400 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ