Понедельник, 06.05.2024, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
г
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Требования к организации и проведению мастер-класса
Требования к организации и проведению мастер-класса
 
Морозова О.М.,
методист МОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»
 
 
Одной из наиболее популярных форм обобщения и распространения педагогического опыта является мастер-класс. Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития, передать знания и умения при активной роли всех участников занятия. Предлагаем рассмотреть требования к организации и проведению мастер-класса. Мастер-класс – это форма занятия, основанная на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной и проблемной педагогической задачи. Это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический приём или метод, методику преподавания, технологию воспитания или обучения. Он предполагает рабочие группы из 7-15 человек и наличие Мастера – педагога, ведущего занятие, инициирующего познавательную деятельность. Следует выделить некоторые особенности данной формы работы:
· Это метод самостоятельной работы в малых группах, предполагающий обмен мнениями;
· Включение всех участников в активную деятельность;
· Постановка проблемной задачи и её решение через решение различных ситуаций;
 · Формы, методы, технологии не навязываются, а предлагаются участникам и способствуют раскрытию творческого потенциала всех участников мастер-класса.
 
В технологии проведения мастер-класса прослеживается определённый алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Примерный алгоритм может состоять из следующих компонентов:
 1. Выделение проблемы. Слово мастера.
 2. Панель – это актуализация знаний, касающихся выделенной проблемы. Высказываются мнения всех желающих относительно проблемы, что позволяет уточнить и скорректировать формулировку проблемы.
3. Объединение в группы. Предполагается работа с материалами, литературой, документами, моделями и др.
4. Представление результатов работы групп.
 5. Обсуждение. Подведение итогов работы. Это этап противоположный панели. Здесь происходит создание собственного текста, модели, системы законов и т.д.
 
Основными элементами технологии проведения мастер-класса являются:
· Индукция. В основе мастер-класса лежит проблема, которая занимает, волнует ум Мастера, входит в круг его интереса. Ему очень важно представить это неизвестное, показать важность работы над проблемой. В процессе работы к имеющимся знаниям будут присоединены новые, выявлены иные проблемы для решения. Проблемная ситуация заранее продумывается так, чтобы настраивать на личностное саморазвитие. Важно продумать мотивацию к деятельности для всех групп участников (кого-то может не интересовать развитие).
· Самоконструкция. Индивидуальное создание гипотезы, решения (текста, модели…)
 · Социоконструкция – создание результата группой. Предполагает выдвижение путей решения в малых группах.
· Социализация. Работа в группах предполагает взаимодействие личностей. Важно построить работу так, что каждый мог себя максимально реализовать.
· Афиширование – представление результатов деятельности.
 · Разрыв. Лучше всего подходит слово озарение. В результате исследования всегда приходит осознание недостаочности, неполноты имеющихся знаний. Возникают противоречия между имеющимися знаниями и вновь сформулированными идеями.
 · Рефлексия. Отражение чувств участников, оценка работы, советы и пожелания Мастеру.
 В процессе подготовки мастер-класса следует обратить внимание на то, что в данной технологии самое главное – не сообщить и освоить информацию, а передать продуктивные способы деятельности. Мастер – коммуникатор, консультант, советник. В его задачи входит создать атмосферу открытости, сотворчества.
Для определения качества мастер-класса возможно использовать следующие критерии:
· Презентативность. Выраженность идеи, её презентация, популярность.
· Эксклюзивность. Индивидуальность идеи. Выбор, полнота, оригинальность решения.
· Прогрессивность. Актуальность и научность содержания. Способность не только к методическому, но и научному обобщению опыта.
· Мотивированность. Активизация всех участников процесса.
 · Оптимальность. Необходимость и достаточность использованных методов, приёмов, средств.
· Эффективность. Достижение результатов.
 · Технологичность. Соблюдение требований к технологии мастер-класса.
· Артистичность. Яркость личности Мастера.
 · Общая культура.
 
Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса в рамках распространения педагогического опыта.
 
Литература
 
 1. Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта [Текст]/Е.М.Пахомова.//Методист.-2005.-№2.
2. Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие [Текст]/Е.М.Пахомова.-М.:АПКиППРО,2006.-168с. 3. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст]/Г.К.Селевко.-М.:НИИ школьных технологий,2005.-288 с.
Категория: Наши статьи | Добавил: Админ (17.10.2011)
Просмотров: 1693 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

РДДМ